Голицынская мужская гимназия была организована в 1910 г. Ольгой Николаевной Яковлевой на средства князя Д.Б. Голицына. В 1914 г. были сделаны пристройки, в которых помещались рисовальные классы, лаборатория и оранжерея. Потом в них разместили еще 6 классов: по три внизу и наверху, а также комнаты для преподавателей. В старом здании находились три класса и ванная.
Здание гимназии в форме буквы «Г» было расположено в 256 саженях от станции Голицыно по шоссе. Его окружала огромная березовая роща. Гимназия была единственной постройкой в центре рощи и по вечерам светилась, как маяк.
Гимназистов было 100 человек, воспитателей иностранных языков 4: два немца и два англичанина; кроме того, были другие преподаватели, доктор, нянечка, повара и истопник.
Начальница гимназии Ольга Николаевна Яковлева была дочерью знаменитого врача, профессора Склифосовского. Ее муж, Михаил Яковлев, работал главным врачом в больнице Склифосовского и ежедневно ездил туда на службу. Дочери О.Н. Яковлевой — Елизавета Михайловна, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна — преподавали в гимназии немецкий язык, причем бесплатно, «какая же может быть плата родным дочерям от матери?»
Уроки проводились с 9 до 12 дня, с 12 до 14 — перерыв на обед и прогулку. На приготовление уроков тратили мало времени: гимназисты младших классов —1/2 часа, старших — 1,5 часа. Наверху готовили уроки младшие, внизу — старшие. В то время все говорили шепотом.
В дортуарах для мальчиков жило по 3-5 человек. Дежурный преподаватель оставался в дортуаре, пока не заснут все. Ночью у младших спала нянечка, у старших — преподаватель. Кровати все мальчики и маленькие и большие стелили сами. Старшие сами чистили свое платье.
Не все преподаватели жили в Голицыне, некоторые приезжали из Москвы: учитель рисования, математики, биологии. (Учитель биологии — Наталья Вячеславовна Кириллова впоследствии работала в биологическом музее МГУ). Два англичанина постоянно жили в Голицыне. Воспитанники с преподавателями английского и немецкого говорили только на этих языках.
В гимназии не было никаких наказаний, действовали убеждением. Драчунов клали на кроватях рядом, и они мирились.
Кормили 5 раз в день: в 8-30 — завтрак: яйца, каша, фрукты; в 12 часов — второй завтрак: мясное блюдо, каша; в 15 часов — молоко; в 17 часов — обед, съедали по 4-5 котлет; в 19 часов — молоко. Ни чаю, ни воды не давали, только молоко, которое привозили из имения князя Голицына. Из булочной приносили бельевую корзину хлеба. Некоторые родители платили за обучение детей натурой: медом, маслом, мукой.
Мальчиков обучали столярному делу: они делали столы, этажерки, рамки для фотографий и картин. Было в гимназии и переплетное дело, переплетали свои учебники и книги из библиотеки.
Из Строгановского художественного училища приезжал учитель и занимался с гимназистами лепкой и металлопластикой. Ученики брали музыкальные уроки и играли в оркестре на домбрах. Гимназисты издавали рукописный журнал «Лесная быль». Гимназист Гурович каждое утро выпускал газету, в которой бывали такие объявления: «С прискорбием извещаем, что Мария Ивановна поправилась и будет завтра давать урок». Нил Ремизов написал рассказ о том, как его дядя снял митру с митрополита и его разжаловали в солдаты.
В гимназии была хорошая библиотека. Читали на иностранных языках: немецком, французском, английском — так же хорошо, как и на русском.
Гимнзисты ставили спектакли. Играли «Юлия Цезаря». За образец декораций взяли изображение сената. Костюмы и декорации делали сами.
Дети много гуляли, ходили на лыжах. рано утром в окно удирали бегать в роще на лыжах, приходили румяные, краснощекие.
Обстановка в гимназии была семейная. Каждый вечер Ольга Николаевна (начальница гимназии) обходила с собачкой Пусей дортуары. Отдельно от гимназии размещался лазарет, если ребенок заболевал, его отправляли туда, под постоянное наблюдение врача.
В рисовальном классе были специальные столы для рисования, выписанные из-за границы. Практиковалось и рисование с натуры.
В лаборатории были комната для проявления фотографий с красным фонарем. В оранжерее — множество растений и клетки с птицами.
В дортуарах стояли кровати, застеленные белыми покрывалами, за ширмой спал воспитатель. В столовой — столы с белыми скатертями. Были отдельно: стол немецкий, английский и французский (по желанию). Гимназисты пересаживались за эти столы, где для практики говорили только на иностранных языках. Педагоги пили чай («Боги пьют нектар»), а ученики — только молоко.
В кабинете биологии использовали наглядный метод преподавания, здесь стояли чучела животных, хранились гербарии, распилы и наросты деревьев, птичьи яйца, грибы. Были и различные пособия по математике.
Гимназисты с учителем — швейцарцем занимались гимнастикой на свежем воздухе, зимой лепили крепости из снега, сами кололи дрова.
Некоторые из гимназистов впоследствии стали известными учеными, военными, актерами. Нил Петрович Ремизов — профессором почвоведения, Сергей Волкенштейн — генералом. Еще можно назвать Гуровича, Мустафьева, Раковица, Зворожина.
В 1918 году начался распад гимназии, а в 1919 здесь разместилась колония, затем — железнодорожная школа.
Воспоминания Е.М. и А.М. Яковлевых, преподавателей Голицынской мужской гимназии, дочерей начальницы гимназии О.Н. Яковлевой. Волынская Н.М. Поселок «Голицынский городок» в начале XX века. 1997.
Источник сайт Голицыно наш Город
#тучково #голицыно #история #подмосковье #краеведение
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев