Продолжаем рубрику "Вопрос специалисту". Мы будем публиковать карточку с вопросом, а специалисты нашего Центра и Службы сопровождения в комментариях будут отвечать на него и делиться своим опытом и мнением.
Если вы хотите принять участие в этой рубрике и у вас есть вопрос, который требует взгляда со стороны или несколько мнений, то пишите его нам в личные сообщения. Вопросы могут быть как психологической направленности, так и методической или юридической. Принять участие в этой рубрике может как приемный родитель или ребенок, так и любой специалист, который хочет обратиться за помощью к коллегам. Вопросы публикуются анонимно.
#центрсемейныхформ_нск #НСО #новосибирск #замещающие_семьи
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Благодарю вас за важный вопрос. При обсуждении конкуренции в детском коллективе ключевую роль, безусловно, играет возраст ребенка. Рассмотрим, например, подростковую среду. Для подростков конкуренция — это естественное поле для взаимодействия, где они, по сути, «репетируют» свои будущие социальные роли: учатся добиваться признания, отстаивать статус и быть замеченными. Безусловно, не все избираемые ими методы могут одобряться взрослыми, однако именно этот опыт становится необходимым для формирования навыков, необходимых во взрослой жизни.
Задача родителя в этот период — не запрещать или ограничивать эту потребность в конкуренции, а направить ее в конструктивное русло и научить ребенка разрешать конфликты социально приемлемыми способами.
Вот как можно это сделать:
1. Развивайте эмоциональный интеллект. Обсуждайте не только его чувства, но и эмоции других ребят. Учите его присоединяться к общему делу, предлагать помощь, замечать и поддерживать окружающих. Это смещает фокус ...ЕщёЗдравствуйте!
Благодарю вас за важный вопрос. При обсуждении конкуренции в детском коллективе ключевую роль, безусловно, играет возраст ребенка. Рассмотрим, например, подростковую среду. Для подростков конкуренция — это естественное поле для взаимодействия, где они, по сути, «репетируют» свои будущие социальные роли: учатся добиваться признания, отстаивать статус и быть замеченными. Безусловно, не все избираемые ими методы могут одобряться взрослыми, однако именно этот опыт становится необходимым для формирования навыков, необходимых во взрослой жизни.
Задача родителя в этот период — не запрещать или ограничивать эту потребность в конкуренции, а направить ее в конструктивное русло и научить ребенка разрешать конфликты социально приемлемыми способами.
Вот как можно это сделать:
1. Развивайте эмоциональный интеллект. Обсуждайте не только его чувства, но и эмоции других ребят. Учите его присоединяться к общему делу, предлагать помощь, замечать и поддерживать окружающих. Это смещает фокус с противостояния на сотрудничество.
2. Хвалите за усилия, а не только за результат. Цените в ребенке не победу в конкурсе, а его усидчивость, креативный подход и готовность пробовать новое, даже если это не привело к первому месту. Это формирует здоровую самооценку, не зависящую от внешних оценок.
3. Создавайте альтернативные зоны успеха. Помогите ему найти сферу, где он может чувствовать себя компетентным и получать признание вне напряженной школьной конкуренции. Это может быть хобби, спортивная секция, волонтерство или помощь в семейных делах.
4. Проанализируйте собственные установки. Важно обратить внимание на себя: не подпитываем ли мы невольно дух соперничества, сравнивая ребенка с другими? Достаточно ли мы уделяем ему безусловного внимания, чтобы он не чувствовал потребности бороться за него изо всех сил?
Помните, что конечная цель — не помочь ребенку «победить» в этой гонке, а сформировать у него внутренний стержень и научить выстраивать равноправные, уважительные отношения, где есть место и для него, и для других.
С уважением, педагог-психолог Евгения Сергеевна