Петр Клодт так и не получил художественного образования. Он был лишь вольнослушателем Петербургской академии художеств. Главным его учителем была натура, любимый предмет, и лошадь, которую он рисовал при каждой малейшей возможности, стараясь везде и всюду наблюдать и изучать ее строение, повадки, движения. Именно изображения лошади и принесли ему раннее признание и славу. Неожиданно для себя он оказался профессором скульптуры, избранным в «назначенные академики». Впоследствии Петр Клодт стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств. Самые знаменитые его произведения – «Укротители коней» – четыре бронзовые группы на береговых устоях Аничкова моста в Санкт-Петербурге, один из символов этого города. Как только были поставлены первые две группы, они сразу понравились, их стали копировать для украшения садов и дворцовых зданий в пригородах Петербурга. Отлитые из чугуна, стоят они и в подмосковных Кузьминках, бывшей усадьбе князей Голицыных. Авторские отливки бронзовых групп почти полтора века назад раздаривал Николай I – так клодтовские кони появились в Берлине и Неаполе. Почти 20 лет работал Петр Клодт над этим ансамблем, одним из лучших в отечественной скульптуре. Сюжет, где водничий (так называли укротителей коней) покоряет стремительный бег дикого животного, разработан мастером в четырех стадиях развития. В первой группе обнаженный атлет еще сдерживает коня, в следующей драматизм нарастает – могучим движением водничий осаживает его, вставшего на дыбы. В третьей группе – в яростной, достигшей предела схватке водничий повержен на землю. И в последней композиции неимоверными усилиями, припав на одно колено и захватив обеими руками корду, человек все-таки сумел покорить животное. Наблюдаемые реальные сцены поэтизируются мастером, превращаются в символ борьбы человека и стихии, символ победы человека. Петру Клодту удалось великолепно передать движение. Его мощная пластика с прекрасной проработкой деталей создает четко очерченные силуэты, которые видны издалека, с берегов Фонтанки и Невского проспекта. Передача напряженного динамизма сочетается с устойчивостью. Группы воспринимаются собранными воедино и как бы неразрывно связанными с архитектурой моста и общей панорамой проспекта. Петр Карлович сам отливал фигуры, цельными, не по частям. Основы литейного дела он постиг еще в период службы в артиллерийских войсках. Позже умение и навыки совершенствовал под руководством крупнейшего мастера художественного литья Василия Екимова, после смерти которого возглавлял Литейный двор. Идут и идут люди по Аничкову мосту. Встречают и провожают их бронзовые кони, которых «лепил и отливал Клодт», как гласит скромная надпись на плитах у этих драматических групп, прославивших на века скульптора-литейщика Петра Карловича Клодта.
Автор: Карина Бахтадзе
Нет комментариев