Путешествую по России и не только. Забираюсь иногда в очень труднодоступные и малоизведанные места. Здесь делюсь путевыми заметками, опытом, эмоциями и впечатлениями. Теперь и в ОК! Присоединяйтесь, тут очень интересно!
Согласно преданиям, селение было основано в начале XIV века. Его основателем принято считать Цымыти — военачальника последнего аланского царя Ос-Багатара. Цмити являлось центром Цимитинского общества, занимавшего верхнюю часть Фиагдонской котловины. В общину, помимо собственно селения Цмити, входили близлежащие селения — Кадат, Хидикус, Урикау. Во времена своего расцвета Цмити был торговым городком, где проходили ярмарки, на которые съезжались народные умельцы со своим товаром. Жители разводили скот, занимались ремёслами и торговлей. Здесь останавливались купцы, в том числе русские, следующие в Закавказье. К XV–XVIII векам селение достигло пика развития, именно к концу восемнадцатого столетия сформировался окончательный облик Цмити и его архитектурная структура. XX век стал завершающим этапом в жизни исторического селения Цмити. Согласно переписи 20–30 годов прошлого столетия на территории посёлка проживало 48 семей. Коллективизация нанесла непоправимый ущерб древним сооружениям. К нач...ЕщёСогласно преданиям, селение было основано в начале XIV века. Его основателем принято считать Цымыти — военачальника последнего аланского царя Ос-Багатара. Цмити являлось центром Цимитинского общества, занимавшего верхнюю часть Фиагдонской котловины. В общину, помимо собственно селения Цмити, входили близлежащие селения — Кадат, Хидикус, Урикау. Во времена своего расцвета Цмити был торговым городком, где проходили ярмарки, на которые съезжались народные умельцы со своим товаром. Жители разводили скот, занимались ремёслами и торговлей. Здесь останавливались купцы, в том числе русские, следующие в Закавказье. К XV–XVIII векам селение достигло пика развития, именно к концу восемнадцатого столетия сформировался окончательный облик Цмити и его архитектурная структура. XX век стал завершающим этапом в жизни исторического селения Цмити. Согласно переписи 20–30 годов прошлого столетия на территории посёлка проживало 48 семей. Коллективизация нанесла непоправимый ущерб древним сооружениям. К началу XXI века в Цмити остались лишь две семьи. Но раз в год выходцы из Цмити приезжают в родовое селение на народный праздник. Название села Цмити (или Цимити) в Северной Осетии происходит от фамилии родоначальника — князя с фамилией Цмити, куртатинского таубия (в переводе с тюркского — «горский князь»). Название может символизировать единство нескольких поселений или силу рода, выросшего из одного корня. Элемент «-ти» в названии, по мнению профессора А. Д. Цагаевой, — осетинский показатель множественности. Легенды
Одна из легенд — Цымыти, основатель села, был не только воином, но и мудрым лидером, который выбрал это место на склоне горы для защиты своего народа от врагов. Высокое расположение обеспечивало обзор и безопасность.
Ещё одна легенда — загадочные петроглифы, обнаруженные на одной из башен, изображают животных и, возможно, сцены из жизни общины. Историки до сих пор спорят, кто их оставил — неизвестный художник или строитель, — но считается, что они отражают важность природы и скотоводства для жителей Цмити.
Достопримечательности: Башни Фамильные башни. Например: Башня Басаевых — расположена на восточной окраине, высота — 12 метров. Интересна высеченным на ней графическим рисунком — петроглифом. Башня Талхановых — возвышается на 9,5 метров, датируется XIV–XV веками. На юго-восточной стене башни один из камней разрисован стилизованными изображениями животных. Сторожевые башни над селом — связывают с именами Габисовых и Цагараевых. Основная масса фамильных башен имеет сходную конструкцию: они четырехугольные в плане, имеют пять ярусов. Входной проём расположен на втором этаже, при этом для придания башне устойчивости первый её ярус засыпался землёй и камнями. Усыпальницы Цмитинский некрополь — находится на северо-западной окраине села, состоит из двух могильников с наземными и полуподземными усыпальницами. Средневековые склепы имеют необычную двускатную крышу, которая сверху покрывалась сланцевыми плитами. Один из склепов отличается от остальных — похож скорее на землянку с плоским сводом. О...ЕщёДостопримечательности: Башни Фамильные башни. Например: Башня Басаевых — расположена на восточной окраине, высота — 12 метров. Интересна высеченным на ней графическим рисунком — петроглифом. Башня Талхановых — возвышается на 9,5 метров, датируется XIV–XV веками. На юго-восточной стене башни один из камней разрисован стилизованными изображениями животных. Сторожевые башни над селом — связывают с именами Габисовых и Цагараевых. Основная масса фамильных башен имеет сходную конструкцию: они четырехугольные в плане, имеют пять ярусов. Входной проём расположен на втором этаже, при этом для придания башне устойчивости первый её ярус засыпался землёй и камнями. Усыпальницы Цмитинский некрополь — находится на северо-западной окраине села, состоит из двух могильников с наземными и полуподземными усыпальницами. Средневековые склепы имеют необычную двускатную крышу, которая сверху покрывалась сланцевыми плитами. Один из склепов отличается от остальных — похож скорее на землянку с плоским сводом. Однако у всех склепов есть общие атрибуты: квадратное окно, небольшие отверстия над ним (вероятно, вентиляционные), а также одна или две «полочки» на наружной стене возле окна, в которых зачастую проделано отверстие. Внутри склепов — кости, иногда остатки одежды. Культовые сооружения Святилище — находится выше по склону от башни Габисовых. Камень вытянутой формы, вертикально воткнутый в землю — вероятно, священный символ.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2
Цмити являлось центром Цимитинского общества, занимавшего верхнюю часть Фиагдонской котловины. В общину, помимо собственно селения Цмити, входили близлежащие селения — Кадат, Хидикус, Урикау.
Во времена своего расцвета Цмити был торговым городком, где проходили ярмарки, на которые съезжались народные умельцы со своим товаром. Жители разводили скот, занимались ремёслами и торговлей. Здесь останавливались купцы, в том числе русские, следующие в Закавказье.
К XV–XVIII векам селение достигло пика развития, именно к концу восемнадцатого столетия сформировался окончательный облик Цмити и его архитектурная структура.
XX век стал завершающим этапом в жизни исторического селения Цмити. Согласно переписи 20–30 годов прошлого столетия на территории посёлка проживало 48 семей. Коллективизация нанесла непоправимый ущерб древним сооружениям.
К нач...ЕщёСогласно преданиям, селение было основано в начале XIV века. Его основателем принято считать Цымыти — военачальника последнего аланского царя Ос-Багатара.
Цмити являлось центром Цимитинского общества, занимавшего верхнюю часть Фиагдонской котловины. В общину, помимо собственно селения Цмити, входили близлежащие селения — Кадат, Хидикус, Урикау.
Во времена своего расцвета Цмити был торговым городком, где проходили ярмарки, на которые съезжались народные умельцы со своим товаром. Жители разводили скот, занимались ремёслами и торговлей. Здесь останавливались купцы, в том числе русские, следующие в Закавказье.
К XV–XVIII векам селение достигло пика развития, именно к концу восемнадцатого столетия сформировался окончательный облик Цмити и его архитектурная структура.
XX век стал завершающим этапом в жизни исторического селения Цмити. Согласно переписи 20–30 годов прошлого столетия на территории посёлка проживало 48 семей. Коллективизация нанесла непоправимый ущерб древним сооружениям.
К началу XXI века в Цмити остались лишь две семьи. Но раз в год выходцы из Цмити приезжают в родовое селение на народный праздник. Название села Цмити (или Цимити) в Северной Осетии происходит от фамилии родоначальника — князя с фамилией Цмити, куртатинского таубия (в переводе с тюркского — «горский князь»). Название может символизировать единство нескольких поселений или силу рода, выросшего из одного корня. Элемент «-ти» в названии, по мнению профессора А. Д. Цагаевой, — осетинский показатель множественности.
Легенды
Одна из легенд — Цымыти, основатель села, был не только воином, но и мудрым лидером, который выбрал это место на склоне горы для защиты своего народа от врагов. Высокое расположение обеспечивало обзор и безопасность.
Ещё одна легенда — загадочные петроглифы, обнаруженные на одной из башен, изображают животных и, возможно, сцены из жизни общины. Историки до сих пор спорят, кто их оставил — неизвестный художник или строитель, — но считается, что они отражают важность природы и скотоводства для жителей Цмити.
Фамильные башни. Например:
Башня Басаевых — расположена на восточной окраине, высота — 12 метров. Интересна высеченным на ней графическим рисунком — петроглифом.
Башня Талхановых — возвышается на 9,5 метров, датируется XIV–XV веками. На юго-восточной стене башни один из камней разрисован стилизованными изображениями животных.
Сторожевые башни над селом — связывают с именами Габисовых и Цагараевых.
Основная масса фамильных башен имеет сходную конструкцию: они четырехугольные в плане, имеют пять ярусов. Входной проём расположен на втором этаже, при этом для придания башне устойчивости первый её ярус засыпался землёй и камнями.
Усыпальницы
Цмитинский некрополь — находится на северо-западной окраине села, состоит из двух могильников с наземными и полуподземными усыпальницами. Средневековые склепы имеют необычную двускатную крышу, которая сверху покрывалась сланцевыми плитами.
Один из склепов отличается от остальных — похож скорее на землянку с плоским сводом. О...ЕщёДостопримечательности: Башни
Фамильные башни. Например:
Башня Басаевых — расположена на восточной окраине, высота — 12 метров. Интересна высеченным на ней графическим рисунком — петроглифом.
Башня Талхановых — возвышается на 9,5 метров, датируется XIV–XV веками. На юго-восточной стене башни один из камней разрисован стилизованными изображениями животных.
Сторожевые башни над селом — связывают с именами Габисовых и Цагараевых.
Основная масса фамильных башен имеет сходную конструкцию: они четырехугольные в плане, имеют пять ярусов. Входной проём расположен на втором этаже, при этом для придания башне устойчивости первый её ярус засыпался землёй и камнями.
Усыпальницы
Цмитинский некрополь — находится на северо-западной окраине села, состоит из двух могильников с наземными и полуподземными усыпальницами. Средневековые склепы имеют необычную двускатную крышу, которая сверху покрывалась сланцевыми плитами.
Один из склепов отличается от остальных — похож скорее на землянку с плоским сводом. Однако у всех склепов есть общие атрибуты: квадратное окно, небольшие отверстия над ним (вероятно, вентиляционные), а также одна или две «полочки» на наружной стене возле окна, в которых зачастую проделано отверстие. Внутри склепов — кости, иногда остатки одежды.
Культовые сооружения
Святилище — находится выше по склону от башни Габисовых.
Камень вытянутой формы, вертикально воткнутый в землю — вероятно, священный символ.