И. А. Коробейникова.
2.3 Падежи
- Именительный падеж
Вопросы: Кто? – Код? Что? – Ӄай?
Как образуется:
Орёл летает высоко. – Лымб важэ́шпа (ти̇лҗэрба) энэ́гэт. (орёл – лымб; летать – важэшпэгу, ти̇лҗэргу; высоко – энэ́гэт)
Издалека слышится собачий лай. – Ӄунда́ӄӄындо ӱнголҗэмба́ кана́т муд. (издалека – ӄунда́ӄкындо; слышать – ӱнголҗэгу́; собака – кана́к; лай – муд)
В дороге два брата всё время поют. – Ватто́ӷэт шэд тэбня́сэӷ оӄӄорфа́к лэ́рат. (дорога – ватт; два – шэд; брат – тэбня́; всё время, постоянно – оӄӄорфа́к; петь – лэ́ргу)
Все люди пошли в лес охотиться. – Вес ӄу́ла квэ́сат маҗӧ́нд ху́руҷэгу. (все – вес; человек – ӄуп; люди – ӄу́ла; пойти – квэ́нгу; лес – маҗь; охотиться – ху́руҷэгу)
- Родительный падеж.
Вопросы: Кого? – Кодэп? Чего? – Кайп? Чей? – Кодэт?
Как образуется: -т, -ӽе
дом отца – э̄т мат (дом – мат; отец – э̄)
письмо сестры – неннят на́гыр (письмо – на́гыр; сестра – нення́)
брат старика – ара́т тэбня́ (брат – тэбня́; старик – ара́)
царь города – ква́ҷэт ӄоӈ (царь – ӄоӈ; город – кваҷ)
берег реки – кыге́т кэ (берег – кэ; речка – кыге́)
сиденье лодки – а́ндэт омдэрпо́ (сиденье, лавка – омдэрпо́; лодка – анд)
запах мяса – ва́җет апт (запах – апт; мясо – ваҗь)
ради хлеба – няйт чат (ради, для – чат; хлеб – няй)
в присутствии начальника – варго́лт кӧ́гэт (варго́л – начальник)
- Винительный падеж
Вопросы: Кого? – Кодэп? Что? – Кайп?
Как образуется: -п, -нд; -м
Хорошую девушку нашёл. – Фа надэ́п комба́т. (хороший – фа; девушка – надэ́к; найти – когу́)
Селькупы на камни смотрят. – Чумэлгу́ла пӱ́ланд манэмба́т. (селькупы – чумэлгу́ла; камень – пӱ; камни – пӱ́ла; смотреть – манэмбэгу́)
Скоро моя жена родит сына. – Пая̄м чек тадла́ ӣм.
Дай мне рыбы! – Меле́л ме́ка квэлп! (дать – мегу́; мне – ме́ка; рыба – квэл)
Она дала тебе шкуру. – Таб меӽы́т тэ́ка ко́боп. (она – таб; дать – мегу́; тебе – тэ́ка; шкура – коб)
- Творительный падеж
Вопросы: С кем? Кем? – Кодхе́? Чем? С чем? – Кайхе́?
Как образуется: -хе, -сэ
1. Орудие или средство действия
Он отрезал мясо ножом. – Таб мажэмба́т ва́җеп па́эхе. (он – таб; резать, отрезать – мажэгу́; мясо – ваҗь; нож – па́э)
Я поеду домой на лодке. – Мат квэ́лаге хугулҗэ́ андэхе́. (я – мат; ехать – ӄвэ́нгу; домой – хугулҗэ́; лодка – анд)
Брызни водой! – Камҗле́л ӱ́ссэ! (брызнуть, пролить, налить – камҗэгу́; вода – ӱт)
Старик ловит рыбу неводом. – Ара ора́лешпат квэлп няво́дахе. (старик – ара; ловить, добыть, поймать – ора́лгу; рыба – квэл; невод – няво́да)
2. Для выражения субъекта действия, выраженного причастием.
Людьми убитый олень – ӄу́лаӽе ква́тпэдэл а́штэ (люди – ӄула; убить – кватку́; олень – а́штэ)
Рыбой порванная сеть – квэ́лӽе нежа́рбэл поӄӄ (рыба – квэл; порвать – нежа́ргу; сеть – поӄӄ)
3. Для выражения совместимости
Мальчик жил с медведем. – Кыба́ҷэ варгыха́ ко́ргхе. (мальчик – кыба́ҷе; жить – варгэгу́; медведь – корг)
Он поругался с чужим человеком. – Таб квэ́дэмбэха арк кӯӽе. (он – таб; ругаться – квэ́дэмбэгу; чужой – арк; человек – ӄуп)
4. Для выражения способа или степени совершэния действия
Собака с головой погрузилась в воду. – Кана́к о́лохе патпа́ кыге́нд (ӧт). (собака – канак; голова – ол; попасть, погрузиться – патку́; вода – ӧт; река – кыге́)
5. Для выражения дополнительной характеристики действия
Дед пошёл с луком на охоту. – Ара квэ́сса э́ндхе маҗӧ́нд ху́руҷэгу. (дед – ара; пойти – квэ́нгу; лук – энд; охота – ху́руҷэгу)
- Лишительный падеж
Вопросы: Без кого? – Ӄодга́лк? Без чего? – Кайга́лк?
Как образуется: -галк
Без знающего человека ты это не сделаешь. – Тӓ́нуӽэл ӄупга́лк тат нап а̄ ме́лендэ. (без – галк; знающий, умеющий – тӓнуӽэл; человек – ӄуп; ты – тат; сделать – ме́гу; это – нап)
Муж с женой одни (сами) без людей живут. – Аса-пая́сэг онҗ ӄупгалк варга́т. (муж с женой – ара-паясэг; одни – онҗ; без – галк; человек – ӄуп; жить – варгэгу́)
Как будем ночевать на улице без дров? – Канду́к шэ́ӄлай по́нэӷэт по̄галк?
- Превратительный падеж
Вопросы: Кем? В каком качестве? Для чего? Зачем? Почему? – Кодэ? Кайко́?
Как образуется: -ко, -отко, -тко
1. Класс предметов, существ или явлений, к которым относится субъект высказывания.
Таб ӄо́рӷотко (ши̇тко) э̄җемба. – Он в медведя (соболя) превратился.
2. Цель действия
Я учусь на врача. – Мат о́голҗэшпак лечимбэл ку́тко.
Потом за дровами сходил. Катэ́ по́тко кӧ́шкуха.
Я купил сукна на пальто. – Мат тавэмба́м ку́нҗеп по́рготко.
1. Причину действия
умирать от голода – амнаӄ (ӈ) ку́шпэгу
2. Степень совершэния действия
Затвердеть в железо – пӱ́тко э̄җегу
3. Объект сравнения
Кедр выше осины. – Тыды́к варге́җея пи̇тко. (кедр – тыдык; осина – пи̇)
- Дательно-направительный падеж
Вопросы: Кому? – Ӄодэн? Чему? – Ӄайн? Куда? – Куча́д? Когда? – Кужа́т?
Как образуется: -эн, -ан, -н
1. Адресат действия
Девушке богач велел мясо сварить. – Надэ́н ӄоо́лӄуп масы́т ва́җеп мужэргу́.
Двум дочерям чёрта он ложку сделал. – Шэд лот нэ́лан таб хола́п ме́мбат.
2. Объект действия
Старик рассердился на мальчика. – Ара няйва́тпа кыба́ҷэн.
Они смеются над лыжниками. – Табла лаква́ҷат то́льҗихе квая́шпэдэл ӄу́лан.
Старик так радуется трубке! – Ара ны́льҗик а́ндэлба ка́нҗэн! (старик – ара́; трубка – канҗ; так – ны́льҗик; радоваться – а́ндэлбэгу)
3. Субъект некоторого состояния
Этой нарте двадцать лет. – На ка́нҗэн шэда́ро пот.
Всем женщинам нужно выйти. – Вес нӓлгу́нан на́да ҷаргу́.
4. Существо или предмет, в сторону которого направлено действие
Ещё до своей женитьбы он ездил к ненцам. – Кужат а̄ нӓдэмбы, таб ква́яха тыл ӄу́лан.
Повернись к окну! – Манэмбе́ш хы́җарон!
Аргиш тронулся к посёлку. – Аргиш квэ́сса (ӱ́поҗӓ) э́дэнд.
5. Момент или отрезок времени, к которому приближается время действия
К вечеру он услышал стук топора. – Ӱ́донд таб ӱндоҗи́т пе́җет шӱ́моп.
- Вступительный падеж
Вопросы: Куда? – Куча́д? В какое место? – Кайл ҷвэҷэнд?
Как образуется: -онд, -энд, -нд
Глист забрался внутрь лягушки. – Ӄан патпа́ ҷа́мҗэт шуньҗе́нд. (ҷа́мҗэ – лягушка, шуньҗь – нутро)
Залезть на дерево. – Хыгылгу́ пот па́ронд. (дерево – по, пар – верхушка)
Поехать в город. – Ҷа́җэгу кваҷо́нд (город – кваҷ)
В огонь брось. – Тӱнд кота́ллел. (огонь – тӱ)
Старик сильно заболел и (навсегда) слёг в кровать. – Ара́ уру́к кӧ́дэмба и оӄӄорфа́к ипэнда́ ко́птонд. (кровать – копт)
Потом он в чужую землю ушёл. – Катэ́ таб арк ҷвэ́ҷэнд квэ́сса.
На эти кочки он упал. – На ме́хтэнд таб а́льчемба.
Я выстрелил утке в голову. – Мат ҷа́ҷам ня́бэн о́лонд. (выстрелить – ҷаҷэгу; голова – ол)
- Местный падеж
Вопросы: Где? – Ӄайгыт? Когда? – Кужат?
Как образуется: --ат; -гыт; -огэт
1. Место протекания действия
Топор старика лежит на полу. – Ара́лҗэгат пеҗь халдыбо́гэт ипа́. (топор – пеҗь; старик – ара́лҗыга; пол – халдыбо́)
Он гуляет на улице. – Таб ха̄нҗэрна по́ӷыт (по́нэӷыт).
На дороге каменный домик будет. – Ватто́гэт пӱл ма̄долика э́җла. (дорога – ватт; каменный – тӱл; дом – ма̄т)
2. Время протекания действия
В пургу талая земля замёрзла. – Мяргпальҗё́гэт ня́йел чу канҗэ́җя (каннэмба́).
- Исходный падеж
Вопросы: Откуда? – Куча́ӷындо? Из какого места? – Ӄайл ҷвэ́ҷэутэ? С какого времени? - Ӄужа́ӄындо?
Как образуется: -эутэ, -утэ
Место, из которого начинается действие или которое отдаляется по мере совершения действия
С моря приходит много тумана. – Та́зэутэ тӧ́шпа ко́чек ку́ӈгэл. (море – тази)
Из болота вытащи! – Ня́рэутэ та́дрет! (болото – няр)
1. Место, от которого ведётся отсчёт расстояния
От посёлка подальше рыбачь! – Кунда́ӄӄэндо э́дэутэ квэ́лҷленд! (посёлок – эд)
2. Момент времени, с которого начинается действие
С того года я здесь живу. – Та по́ткэутэ мат нынд варга́к.
- Продольный падеж
Вопросы: По какому месту? Кайл ҷвэҷэутэ? Через что? За что? – Кайко?
Как образуется: -оутэ, -эутэ,
1. Место, по которому, вдоль которого или через которое распространяется (происходит) действие
Через дверной проём (он) посмотрел. – Нӧ́мбэл ма̄дэутэ таб манэмба́т.
2. Обоснование или причина действия
По приказанию директора мы все идём работать. – Варго́лт кора́лҗэутэ ми̇ вес ҷа́җаут у́җегу. (директор, начальник – варго́л)
Я по закону всё сделал. – Мат зако́ноутэ вес ме́мбам.
3. Место, на которое направлено действие
Он оленя схватил за рога. Таб а́штэп ора́лбат а́мдлаутэ. (олень –аштэ; схватить – оралгу; рог – амд)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев