Критикой. Обличением. И должна оставаться такой, пока на Земле не исчезнет последняя ложь, последняя демагогия и последний акт насилия.
Так считал польский поэт, переводчик и эссеист Станислав Баранчак.
Еще в 1969 году он вышел из коммунистической партии, а в середине 70-х подписал знаменитое «Письмо 59». Интеллектуалы протестовали против поправок в Конституцию и требовали реальных гражданских свобод — независимости профсоюзов, свободы слова и совести.
За активную оппозиционную деятельность в 1977 году Баранчака уволили из университета, обвинили во взяточничестве на сфабрикованном процессе и осудили условно, запретив публиковаться. Но он продолжил работу: преподавал в подпольном «летучем университете», участвовал в голодовке протеста в варшавском костеле св. Мартина, а позже присоединился к «Солидарности» (независимый профсоюз, который превратился в сильнейшую в Польше оппозицию коммунистическому режиму).
Баранчак (и другие поэты «новой волны») объявили войну не только режиму, но и его языку — казенному социалистическому новоязу. Их методом стала деконструкция лжи, а целью — попытка вернуть словам истинный смысл.
В 1981 году Баранчак уехал в США, где преподавал в Гарварде и переводил Шекспира и Бродского. Его эмиграция совпала с введением в Польше военного положения.
В карточках — его стихотворение «19.12.79: Чистыми руками» в переводе Игоря Белова.
#стихи #польша


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев