История закона о «невозвращенцах»
96 лет назад, в ноябре 1929 года, в СССР приняли постановление, сделавшее отказ вернуться на родину смертельно опасным предприятием. В западной прессе его назвали Lex Bessedovsky — в честь советского дипломата Григория Беседовского, чей громкий побег через забор посольства в Париже стал знаковым событием в истории «советской» или, как считали тогда, «третьей» эмиграции.
Если в начале 1920-х за границей оставались единицы, то к концу десятилетия счет пошел на сотни. Бежали дипломаты, торговые представители, разведчики. В ответ на это государство решило объявлять «вне закона» людей, отказавшихся возвращаться в страну. Это влекло за собой конфискацию всего имущества и расстрел через 24 часа после задержания. При этом закон имел обратную силу: он распространялся на всех, кто когда-либо отказался вернуться.
Под ударом оказались и те, кто остался в СССР. Практика заложничества стала государственной нормой. Жен и детей «предателей» из числа военнослужащих ждали лагерь или ссылка. В июне 1934 года «Правда» поместила постановление ЦИК, закрепившее коллективную ответственность:
Совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении <...> подлежат лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет.
Те же родственники военнослужащего, кто знал о готовящемся побеге, но не донес, получали от 5 до 10 лет лагерей.
После смерти Сталина расстрел заменили на длительные тюремные сроки (до 15 лет), но суть осталась прежней: государство считало человека своей собственностью.
И все же «железный занавес» не смог остановить тех, кто мечтал о свободе. Громкие «побеги» артистов, спортсменов и писателей продолжались вплоть до самого развала СССР.
#репрессии #невозвращенцы


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев