В рубрике #в_чем_моя_ответственность делимся мыслями Людмилы Алексеевой — диссидентки, правозащитницы, одной из основателей и председателей Московской Хельсинкской группы.
В 1937 году семья на тот момент 10-летней Людмилы переехала в коммунальную квартиру, которая освободилась в результате ареста одного из работников Центросоюза — ведомства, в котором работал ее отец, Михаил Славинский. За короткий срок 29 квартир в их доме сменили жильцов из-за арестов. Тогда Людмила не воспринимала происходящее как что-то чрезвычайное, а взрослые вокруг нее вели себя осторожно. Репрессии в Центросоюзе усилились, в конечном итоге были арестованы почти 300 сотрудников. Отец Людмилы избежал этой участи случайно: по воспоминаниям дочери, он не ходил на встречи со своими коллегами, потому что стеснялся того, что пьянел от одной рюмки и боялся опозориться. Вероятно, то, что он держался подальше от коллег, спасло его от ареста. Позже Михаил Славинский погиб на войне.
Сама Людмила во время Второй мировой войны окончила курсы подготовки медсестер, чтобы пойти на фронт добровольцем, но из-за возраста ей отказали. В студенческие года она размышляла над дилеммой: держаться подальше от партии или вступить туда, чтобы «бороться за чистоту ее рядов» — и выбрала второе. Однако контраст между лозунгами официальной идеологии и реальной жизнью не давал ей покоя. После смерти Сталина и ареста Берии у Людмилы произошел мировоззренческий кризис, она отказалась от защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по истории КПСС и дальнейшей научной карьеры.
В 1960-е годы квартира Людмилы Алексеевой в Москве стала местом встреч диссидентов и близких по взглядам людей, там давали интервью западным корреспондентам, а также изготавливали и хранили самиздат. Алексеева помогала политзаключенным, ездила в лагеря и места ссылки, работала над «Хроникой текущих событий» как машинистка. В 1968 году ее исключили из партии и уволили с работы за участие в выступлениях правозащитников по поводу судебных процессов над Юрием Галансковым, Александром Гинзбургом, Юлием Даниэлем и Андреем Синявским.
Как ревностная коммунистка стала диссиденткой? Что Людмила Алексеева думала об ответственности своего — и любого другого — поколения? Читайте в наших карточках, подготовленных совместно с Феминитивом. ( https://t.me/feminitivekld )
#сопротивление #диссиденты
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев