1851, где-то в стране кайова (Колорадо или Канзас). Принадлежал к ката-кайова, бэнду Маленького Утеса. Был двоюродным братом Сатанты. Его брат Опасный Орел был также известный военный вождь.
Вопреки обычаям своего народа, Большое Дерево был женат только на одной женщине - Омбоке, которая родила ему двух девочек: Алму и Мариетту. Большое Дерево жил во времена, когда евро-американцы интенсивно заселяли традиционные индейские земли, угрожая существованию самих племен. Столкновения с кавалерией США происходили по всей Индейской территории (Оклахома) и они не были гуманными к мирному населению - обе стороны были искусны в совершении злодеяний. Большое Дерево стал молодым военным вождем. Он участвовал в многочисленных стычках с белыми захватчиками до того, как племена равнин были сломлены, изморены голодом и загнаны на непригодные для жизни земли, называемые резервациями. Военная компания Кастера против равнинных индейцев не ослабевала, сражавшиеся кайова были вынуждены либо искать мир с белыми, либо исчезнуть.
Договор Медисин-Лодж от 1867 года призывал кайова и другие племена переселиться в резервацию на юго-западе штата Оклахома. Тем не менее, кайова продолжили совершать рейды в Техас, несмотря на создание форта Силл в центре их резервации.
Недовольный жизнью в резервации, Большое Дерево присоединился к Сатанка, Одинокому Волку, Сантане и другим в рейдах на поселенцев за пределами Индейской территории и в округе Ред-Ривер в Техасе.
В начале 1871 года кайова провели «большой магический» танец близ форта Силл. По обычаю, к завершению танца лидеры кайова должны были решить, вести ли войну летом или сохранять мир. Большое Дерево предлагал сжечь форт и убить всех солдат, однако его план не был поддержан. В мае 1871 года военный отряд более 100 кайова и команчей, под руководством Сатанты покинули резервацию форта Силл и вторглись в Техас, захватив станции в Солт-Крик, близ форта Ричардсон. 18 мая 1871 они атаковали обоз Генри Уоррена, двигавшегося по Баттерфилдскому пути. Индейцы убили семь человек, потеряв одного воина, еще трое были раненых. Они разграбили обоз. Большое Дерево и Желтый Волк вырезали 41 мула. Это нападение принесло славу Большому Дереву. Когда индейцы проводили подобного рода рейды, они возвращались в резервацию, чтобы поведать о своих подвигах и получить полагавшиеся им пайки. Сатанта и его последователи прибыли в агентство кайова-команчей близ форта Силл. Генерал Шерман, прибывший в форт Силл, лично арестовал Сатанту, Сатанка и Большое Дерево, который попытался бежать, выпрыгнув в окно, однако, эта попытка оказалась безуспешной. Закованных в кандалы вождей отправили в Джэксборо, шт. Техас, где они должны были предстать перед судом присяжных. По пути в Техас Сатанк напал на одного из конвоиров 4-ой кавалерии и был убит. Присяжные признали их виновными в совершении убийства и приговорили к повешению. Это был первый случай, когда индейские вожди были осужден гражданским судом за военное преступление.
Несмотря на протесты генерала Шермана и широких слоев населения Техаса, губернатор Эдвард Дэвис, опасаясь восстания кайова, заменил смертную казнь на пожизненное заключение. К этому его призывали и индейский агент Лоури Татум, квакер, и судья Чарльз Совард . 2 ноября 1871 года Сатанта и Большое Дерево были переведены в тюрьму Хантсвилла, где они провели два года. В это время правительственные агенты увещевали кайова, что если они будут мирно себя вести - их лидеров освободят. Таким образом, Сатанту и Большое Дерево использовали как заложников. В течение зимы 1871-1872 и лета 1873 кайова не предпринимали каких-либо попыток покинуть резервацию. Татум был не против того, чтобы вожди кайова находились в тюрьме, однако квакеры, управлявшие всеми агентствами на южных Равнинах, сразу же стали ходатайствовать об их освобождении. Об этом просил президента Гранта и Одинокий Волк, побывавший в Вашингтоне в составе индейской делегации. Дэвис долго сопротивлялся этому, но после 23 месяцев давления из Вашингтона 19 августа 1873 года он согласился освободить Сатанта и Большое Дерево. 4 сентября их перевели в форт Силл, где они находились на гаупвахте до 6 октября 1873 года, дня их освобождения. Однако, их освобождение было условным - оно могло закончиться в любой момент, если вдруг кайова предпримут какие-либо враждебные действия, даже если сами вожди не примут в этом участия.
Зимой 1873-74 года кайова участвовали в военных походах, примкнув к команчам Куана Паркера. Летом 22 августа 1874 Большое Дерево и Сатанта приняли участие в перестрелке, возникшей с солдатами в процессе распределения пайков в агентстве Анадарко. После ок. 200 кайова включая Одинокого Волка, Сатанту и Большое Дерево перешли в Лья́но-Эстака́до, Техас, где 9 сентября 1874 года напали на обоз из 36 фургонов, охраняемый капитаном Уиллисом Лиманом, следовавший с необходимыми припасами для полковника Нельсона Майлса из Кэмп- Сапплай. 7 сентября 1874 в районе верховий Уашита-Ривер лейтенант Фрэнк Болдуин и трое его разведчиков захватили приемного сына вождя и знахаря кайова Маманти, Техана. 8 сентября его доставили капитану Лиману. 9 сентября кайова, среди которых были Одинокий Волк, Большое Дерево и Сатанта, атаковали обоз, осада которого продолжалась в течение пяти дней. После того, как солдаты вырыли окопы и укрепили свои позиции после первой атаки, кайова решили взять их измором. В запасах обоза было много еды, но мало воды. Однако 14 сентября на помощь капитану Лиману подошло подкрепление и индейцы вынуждены были отступить. Это был последний военный поход Большого Дерева. Армия активизировала патрулирование в различных регионах Лья́но-Эстака́до. В конце сентября Сатанта и Большое Дерево повернули в агентство шайен на Индейской территории. Их арестовали, обвинив в нарушении условий освобождения. Большое Дерево был заключен в тюрьму форта Силл, а Сатанта, 17 сентября 1874 года, как наиболее опасный преступник, возвращен в тюрьму Хантсвилла, где он и покончил с собой. Большое Дерево оставался в тюрьме до тех пор, пока кайова окончательно не были разгромлены в декабре 1874 года. После освобождения, остаток своей жизни он провел в увещеваниях о мире с белыми и принятия их образа жизни. К 1887 году Большое Дерево стал христианином и был среди лидеров, просивших прислать им христианского миссионера. Они помогли в создании первой баптистской миссии в резервации кайова, сейчас известной как Рейни-Маунтин. Большое Дерево приложил все усилия, чтобы дискредитировать пророка П`оинка (P’oinka), который призывал возродить старые пути жизни кайова. Он также выступал против Танца Призраков в 1890 году. В 1897 Большое Дерево стал членом Баптистской церкви, где прослужил 30 лет священником. Он по прежнему оставался лидером среди своего народа, пока силы и здоровье позволяли ему вести дела племени. Последний раз в этой роли он проявил себя в 1901 году, когда безуспешно пытался противостоять разделу земель кайова на частные наделы.
Большое Дерево умер 13 ноября 1929 года в своем доме в Анадарко, в возрасте 79 лет. Был похоронен на кладбище Рейни-Маунтин.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев