«Вот заявилась и Варюха, да привела с собой мороз — тут береги-ка нос да ухо!Какой с неё, трескучей, спрос?» К дороге крепость прибывает: «Варвара зимний путь мостит, Никола крепко прибивает гвоздями, Савва что вострит.»Так «заварварили морозы», что снег белеющих полей стал отражать так ярко звёзды, как будто нынче ночь светлей. Заметив это, думал кто-то: «С Варвары, видно, день длинней.» Срок торопя Солнцеворота, ждал мужичок ближайших дней. И говорили: «Мол Варвара, кому бы то теперь не знать, — от ночи времечко урвала, чтобы к денёчку притачать.»
В православном календаре сегодня вспоминают святую великомученицу Варвару.
В народе ее считали хранительницей от внезапной смeрти и даже матерью исповеди. Считалось, что святая никому не дает умереть без покаяния, защитить от тяжелых и мучительных хворей.
Варвара Великомученица, от напрасной смeрти спаси, перед смeртью меня причасти!
В народном календаре (4 декабря по старому стилю) - Варварин день, Варвара, Заваруха, Бабий праздник, Варвара - ночи урвала, Варварины Морозы.
Этот день вместе с последующими Савиным (18 декабря) и Николиным (19 декабря) днями образовывал единый праздничный комплекс, открывавший череду зимних гуляний.
На Руси наступила настоящая зима со своими морозами, снегопадами и ветрами.
На Варвару зима дорогу заварит, мосты мостит. На Варвару зима ложится.
Варварин день всегда был большим праздником. В этот день проводились обряды на счастливую судьбу, плодородие и защиту от хворей.
Девушки просили за женихов, которые были в это время на службе, матери за детей малых.
Для того, чтобы следующий год был плодородным, принято было варить кашу из гороха и пшеницы - варицу. Пока варили, примечали. Если при варке были вздутия, то значит будущий урожай будет хорошим.
Если при варке появлялись трещины - следующий год можно было ждать засушливым.
Каша сегодня обладала целебными свойствами. Её ели женщины, у которых не было детей, и старики - для здоровья и долголетия. Остатки каши сушили и потом отдавали скоту.
В Белоруссии в сёлах, расположенных у рек и озёр, день отмечали для того, чтобы «дзеці і жывёла не тапіліся». А чтобы лучше плодилась живность и велась скотина – пеклись пироги с маком, которые назывались «варенье» или лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили этим печеньем больных.
В Ярославской области есть очень известная святыня, которой более 200 лет - Варварин ключ.
Варваре приписывали таинственную связь с миром предков и водой. Поэтому очень часто у источников проходили службы. Вода в этот день по своим свойствам была такой же, как и крещенская.
Да и саму святую крестьяне называли избавительницей от бoлезней и целительницей.
Сегодня принято было смотреть на небо. Если много звезд, то скоро нагрянут морозы. Если небо было тусклое, то наоборот, можно ждать тепла.
В народе ждали троекратных морозов. Обычно они начинались с Варвары, потом продолжал их Савва (18 декабря) и Никола Зимний (19 декабря).
Варвара заварит, Савва засалит, Никола загвоздит!
В этот день не стирали белье, да и вообще не делали любую женскую работу. Зато можно было шить, вязать и вышивать.
В готовое изделие вплетались волшебные частицы, которые помогали быстро справляться с невзгодами и трудностями и исполняли самые заветные мечты.
Варвара в этот день серебряной иглой себе шубу шьет.
Вон как Спиридон (25 декабря) кличет Варвару: «Ты бы, Варвара, день притачала!» А Варвара не заставит долго ждать, с ледяной иглой, с солнечной нитью – к Спиридону на порог, а с порога – да в красный угол. Рассядется: «потчуй, коли звал». А сама иголку ледяную в шубейку воткнет, дело, мо, погодит, лучше сядем рядком, поговорим ладком.
Потом уже нет-нет да и обмолвится бабка: «Святая арвара ноне избу осветила».
Девушки гадали с веточкой вишни - если к Рождеству зацветет, то в доме счастье и радость поселится.
Именины сегодня празднуют Дмитрий, Александр, Геннадий, Алексей, Василий, Иван, Екатерина, Анастасия, Варвара.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия, М.Д. Чулков "АБеВеГа русских суеверий", А. А. Коринфский "Народная Русь", Сергей Максимов "Нечистая, неведомая и крестная сила", В.А. Миронов "Народный календарь: месяцеслов", Народная культура (социальный проект студии "Лобачев").
От Юлии Якуповой


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев