Сегодня лапти жгут старухи, чтоб – «дать зиме полнее ход», и не бывало в том прорухи — привычно то из года в год. А молодые бабы к дому, что также делалось не раз, тащили свежую солому — менять набивку в свой матрас. Места искали, – где слежался иль отсырел соломы пук: считалось – там и зарождался в том месте тела злой недуг. Солому старую в овинах сожгут – порядок был таков, тем защитят бока и спину от вшей несносных и клопов. Детей купают на пороге, а воду льют сквозь решето — от сглаза так спасало многих, как говорили, средство то.
В православном календаре день памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского, священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении, преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца.
Почти что современник преподобного Сергия Радонежского, он подвизался неподалеку от Кадникова, основав монастырь.
В народном календаре (30 сентября по старому стилю) - Печальница, Григорий и Михаил, Григорьев день, Маремьяна, Михаил Соломенный.
С Григорием встарь связывалось обыденное, будничное, детворе слезливое.
В некоторых областях день называли Печальница. На дворе глубокая осень, которая на людей только тоску навевает.
Птицы уже давно улетели, трава серая и пожухлая, деревья почти все голые стоят. Но и сейчас в природе много своей красоты. И в зрелой осени тоже есть своя отрада.
Старица Маремьяма выткана из тумана, печалится и плачет обо всем в мире. Покинь печаль, Марьяна: всё путем, все ладом: в зрелой осени своя отрада. Подумаешь, снег был. Был, да сплыл!
Очищались огороды от картофельной ботвы, набивались перины свежей соломой, старая сжигалась в печах, ребят на пороге избы из решета купали.
Сегодня все старались обновиться. Избавлялись от старого белья, от старых постелей, сжигали изношенную обувь. Наматрасники стирали, просушивали их, а потом набивали новой соломой. Старую солому не выбрасывали, ее тоже сжигали. Делали это очень осторожно, чтобы недобрый глаз не увидел.
Солому из матрасов вытряхивали да рассматривали, нет ли гнили, нигде ли не отсырело. По тому, как сохранилась солома, судили о здоровье человека - здоров ли он, болеет или болезнь только к нему подкрадывается. Просили, чтобы солома пошла на пользу.
Порой нет моченьки, как бoлят наши ноги от долгой ходьбы, от тяжелого дня. В деревне боль от ног знали как отвести. Солому резали мелко, напаривали, давали на пару поостынуть и держали ноги в соломенном напаре. И боль унималась.
Окна утепляли соломенными валиками и обновляли солому у скота. И если в этот день выпадала подготовка к свадьбе, то подруги невесты делали из соломы фигурки - обереги.
Для младенцев плели соломенных пауков, которых подвешивали над колыбелью.
А знахари плели хворому соломенные венки, которые нужно было носить на голове полдня. После венок снимали и выбрасывали в воду, чтобы он уплывал подальше вместе со всеми хворями и неприятностями.
Сегодня детей поливали из решета от сглаза. Мать воду черпала ковшом и через решето ребенка окатывала на пороге со словами:
"Я тебя, дитятко, носила, я тебя, дитятко, родила, я тебя, дитятко, водой окатила! С неба - вода, а с тебя, дитятко, - худоба!"
В лес еще ходили, но осторожно, с оглядкой. Думали, что на Григория Лешие в лесу бродят, которые к зиме не успокоились.
Если вдруг грибы находили перед Покровом, то их несли домой, сушили в духовке и отдавали в дар Домовому. Чтобы недостатка в деньгах весь год не было.
Рыбаки ходили сегодня к слиянию рек, крестились и просили у одной и второй речки хорошего улова осенью и зимой. И чтобы задобрить Водяного и его царство, жены рыбаков пекли каравай, который кидали их мужья в обе реки.
Сегодня ставили вариться просо, чтобы узнать, какая будет погода в ближайшее время. Чем больше выделялось паров, тем сильнее будет ненастье.
Белка в серой шубке - к мягкой зиме. Если снегопад сегодня , то год будет урожайным.
Если снег выпал, то зиме еще не скоро быть. А если дожди на Григория, то на Покров снег будет.
Именины сегодня празднуют Григорий и Михаил.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия, М.Д. Чулков "АБеВеГа русских суеверий", А. А. Коринфский "Народная Русь", Сергей Максимов "Нечистая, неведомая и крестная сила", В.А. Миронов "Народный календарь: месяцеслов".
От Юлии Якуповой


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев