мн. числ. Табасаранар) — один из коренных народов на южных рубежах России. Основной территорией их расселения является юго-восточный склон Кавказа, обращенный на Каспий. Большая часть табасаран проживают в Табасаранском, Хивском и Дербентском районах, небольшое число их живёт во всех районах Кавказских республик. Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте, в г. Дагестанские Огни (до трети населения в каждом) и в Махачкале. Табасараны исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб), небольшая часть принадлежит к ханафитскому мазхабу. Среди них есть последователи накшбандийского тариката суфизма. Табасаранский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков. Табасаранский язык занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира. В современном табасаранском языке различают три диалекта: нитрихский, сувакский, галинский (этегский), каждый из которых объединяет группу говоров. В основу литературного табасаранского языка положена фонетическая и грамматическая система нитрихского диалекта. В лексике имеется довольно значительный пласт заимствований. Из фарси заимствована преимущественно древняя военная, бытовая и ремесленная терминология; из арабского — религиозные, научные и философские термины; из русского (или из европейских языков через русский) — современная научно-техническая и общественно-политическая терминология. Также имеется немалое количество заимствований из азербайджанского языка. Письменность на основе русского алфавита ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Как и у других народов Северного Кавказа, она изготавливалась в основном из местных материалов: шапки и шубы — из овчины, обувь — из кожи скота, шляпы, бурки — из войлока, башлыки, черкески, штаны и бешметы — из домотканого сукна. Бешмет — повседневная и выходная одежда — представлял собой длинный кафтан, охватывающий фигуру и застёгивающийся до пояса. Бурка — колоколообразная войлочная накидка — защищала горца и его лошадь от дождя, снега и жары, служила подстилкой и одеялом. Папаха — шапка из овчины. Башлык являлся дорожным головным убором, который надевался поверх папахи. Женская одежда наиболее ярко подчёркивала социальные различия горянок, хотя и выражала бытовавший идеал красоты — тонкую талию и плоскую грудь. Все горянки носили длинную рубаху с разрезом на груди и маленьким стоячим воротником, застёгнутым на пуговицу. Длинные рукава рубахи иногда спускались до подола. Под рубаху надевали штаны, по покрою совпадающие с мужскими. Поверх рубахи надевали платье. Женское платье было по образу и покрою с мужской черкеской. Кавказские женщины всегда носили головные уборы, платки или шарфы.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев