Жизнь после Маяковского: Как сложилась судьба Лили Брик после смерти поэта
40 лет назад, 4 августа 1978 г. не стало одной из самых заметных фигур культурного бомонда ХХ века Лили Брик. Что бы ни говорили о ее роли в судьбе Владимира Маяковского и как бы ни характеризовали ее личные качества, несомненно одно: Лиля Брик была неординарной женщиной с безошибочным чутьем на таланты. О ее непростых отношениях с поэтом написано очень много, а вот о том, как сложилась ее судьба после его смерти, и почему она приняла решение покончить с собой, широкой публике известно намного меньше.
14 апреля 1930 г. Владимир Маяковский покончил с собой. Уже много десятков лет ведутся споры о том, что стало причиной такого решения, и было ли оно на самом деле добровольным. Многие считали Лилю косвенно причастной к его гибели, указывая на тот факт, что ей была на руку смерть поэта: на тот момент он был увлечен Вероникой Полонской и даже намеревался на ней жениться, а значит, мог выйти из-под ее влияния. А после его гибели Лиля Брик была признана одной из законных наследниц поэта, наряду с его матерью и сестрами, и получила его кооперативную квартиру, часть денежных сбережений и – самое главное – половину авторских прав на все его произведения, став редактором, составителем и комментатором его книг.
Многие говорили о том, что Брики сыграли роковую роль в его жизни, но сам поэт признавался: «Я люблю Лилю. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу только на втором месте». На момент смерти поэта она с мужем Осипом Бриком путешествовала по Европе, а по возвращении в Россию сделала очень много для увековечивания памяти Маяковского: занялась подготовкой полного собрания сочинений и созданием библиотеки-музея.
Брак с Осипом Бриком продлился 13 лет, но и после развода в 1925 г. они еще какое-то время продолжали жить вместе – до тех пор, пока в 1930 г. Лиля не познакомилась с военачальником Виталием Примаковым. Вскоре она вышла за него замуж и в течение 5 лет сопровождала его в поездках по стране. В 1935 г. они поселились в Ленинграде, в одной квартире с Осипом Бриком и его новой избранницей Евгенией.
В 1936 г. Виталия Примакова арестовали, а затем расстреляли как врага народа. Когда в 1957 г. Примаков был посмертно реабилитирован, она была потрясена: «Я не могу простить себе, что были моменты, когда я склонна была поверить в виновность Виталия. К нам приходили его сотрудники, военные, тот же Уборевич, и я слышала, как они говорили: «Этот дурак Ворошилов» или «Буденный просто неграмотен!». И я могла подумать – почему нет? – что и вправду мог быть заговор, какая-нибудь высокая интрига. Я была удивлена, что Примаков это скрыл от меня. И я не могу простить себе этих мыслей».
Лиля Брик с юности пользовалась невероятным успехом у мужчин, многие говорили о ее магнетическом влиянии на них. Сама она секрет своей притягательности объясняла просто: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить куда вздумается. Ну а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье». После ареста и смерти второго мужа она недолго оставалась одна – уже в 1937 г. у нее появился новый возлюбленный – литературовед и исследователь биографии Владимира Маяковского Василий Катанян. На момент их знакомства он был женат, но ради Лили Брик оставил свою семью. С ним она прожила до конца дней.
Еще во время жизни с Осипом Бриком Лиля организовала в их квартире литературный салон – у них собирался весь культурный бомонд. Там в 1915 г. она и познакомилась с Владимиром Маяковским. С Бриком она поддерживала дружеские отношения вплоть до его смерти в 1945 г., которая стала для нее большим потрясением: «Когда умер Маяковский, это умер он, а когда умер Ося, умерла я». Фаина Раневская писала в своих мемуарах: «Лиля говорила о своей любви к Брику. Сказала, что отказалась бы от всего, только бы не потерять Осю. Я спросила: «Отказались бы и от любви к Маяковскому?» Она, не задумываясь, ответила: «Да, отказалась бы и от Маяковского, мне надо было быть только с Осей». Мне хотелось плакать от жалости к Маяковскому».
В 1950-х гг. они с Катаняном возобновили традицию литературных салонов: у них часто собирались музыканты, поэты и писатели. Частыми гостями в их доме были Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Андрей Вознесенский, Микаэл Таривердиев, Татьяна Самойлова. Плисецкая писала в своих мемуарах: «У Бриков всегда было захватывающе интересно. Это был художественный салон, каких в России до революции было немало. Но большевики, жёстко расправившиеся со всеми «интеллигентскими штучками», поотправляли российских «салонщиков» к праотцам… К концу пятидесятых, думаю, это был единственный салон в Москве».
В конце 1950-х гг. началась так называемая «антибриковская кампания», которую спровоцировало издание книги «Новое о Маяковском». В ней содержались не публиковавшиеся ранее письма поэта к его музе, расцененные как «вторжение в частную жизнь». В 1959 г. на заседании ЦК КПСС было принято специальное постановление об этой книге: «В книге содержатся материалы, искажающие облик выдающегося советского поэта; опубликована переписка, носящая сугубо личный, интимный характер, не представляющая научного интереса. Ряд других материалов, тенденциозно подобранных в книге, дают неверное представление о поэте, якобы находившемся в разладе с советской действительностью, что перекликается с клеветническими измышлениями зарубежных ревизионистов о Маяковском».
В результате ссылки на эту книгу в научных работах были запрещены, музей поэта в квартире Бриков был закрыт, а Лилю не пригласили на официальное празднование 80-летия Маяковского в 1973 г. Их совместные фотографии с поэтом ретушировали, убирая с них изображение Лили.
Последние годы жизни Лиля Брик с мужем провела на даче в Переделкино. В 1978 г. она сломала шейку бедра, в результате чего оказалась прикована к постели. Все такая же гордая и волевая, она не захотела становиться обузой для своих родных и приняла смертельную дозу снотворного. На тот момент ей было 86 лет. Согласно завещанию, ее тело было кремировано, а прах развеян в полях Подмосковья.
Какой бы противоречивой ни была ее натура и какую бы роль она ни сыграла в жизни великого поэта, одного отрицать нельзя: без нее никогда бы не появились лучшие произведения Владимира Маяковского. Красотой Лили не отличалась - некоторые современники и вовсе видели в ней монстра. Тем не менее, она оказывала гипнотическое, почти мистическое воздействие на мужчин. Сегодня психологи объясняют такую особенность Брик её гиперсексуальностью.
БОНУС
Наверное, самое известное и самое прекрасное из произведений Маяковского – стихотворение «Лиличка!».
Маяковский обращается к возлюбленной в поэтической форме. Если у приверженцев романтизма даже несчастная любовь изображается с помощью светлых образов, то авангардист Маяковский использует совершенно другие приемы. Несмотря на нежное название, в самом стихотворении поэт выражает свои чувства грубыми, контрастными эпитетами.
Его слова грохочут как камнепад и лязгают как железо. Он сравнивает свои чувства с тяжкой гирей, ощущает, что сердце его заковано в железо. Любовь для него – это горечь, которую можно только «выреветь». Отдельные утонченные эпитеты, говорящие о цветущей душе и нежности, лишь подчеркивают грубость остальных фраз.
Как и большинство произведений Маяковского, «Лиличка!» написана по канонам футуризма, главный из которых – отказ от всех привычных канонов. И это кажется символичным.
Пренебрегая традициями супружеских отношений, выбирая свободную любовь, Маяковский использует столь же свободные и нетрадиционные инструменты для отражения своих чувств. Их непохожесть, нестандартность, уникальность подчеркивается множеством искаженных слов и неологизмов: опожаренном, крученыховском, иссечась, обезумлюсь…
Уже во время создания стихотворения, Маяковский видит выход из запутанного любовного треугольника в своем самоубийстве. Но тут же отказывается от смерти, которая не позволит ему даже просто видеть любимую женщину. По своему эмоциональному накалу «Лиличка!» не знает себе равных. При этом гению удаются выразить предельную страсть, используя восклицательный знак лишь однажды – в названии.
#ИсторияИКультура#искусство
Брики были чекистами. Через эту еврейско -шведскую семью Маяковский имел преференции в работе, в издании стихов, в выездах за границу. Все успешно использовали друг друга во всех отношениях.
Доказывать давно доказанное и известное ? Брики - лучшие друзья и подручные кровавого палача Якова Аграновича. Салон Бриков - место общения кровавых палачей из ВЧК с творческой интеллигенцией. Есенин же тоже на еврейке был женат.
Мне не нравится, когда человека огульно обвиняют в чем-то. И ваши сплетни не нравятся. Нос у вас не дорос сплетничать о таких людях. О каком участии Лили Брик в кровавом терроре идёт речь? Вы бредите? Если нет, предъявите доказательства!
Читайте книги. Докапывайтесь до истины. И будете немного разбираться в происходящих событиях. От долгого смотрения в телефон или монитор и появляются такие явления как у вас - голоса,бредите,космос, огульно, какие есть ваши доказательства и т.д. и т.п.
В 20 -е годы простой народ с голоду пух, а Володя ездил в Париж за шелковыми трусами Лиле. Поизносилась. Трио извращенцев. Володя Лилю, а Ося Володю. Красота, пятая Оксана ? Вам нравится ?
Ничего себе! Если летом у вас такое обострение,то что с вами творится по весне и по осени?! Таблетки принимаете? Не забывайте, батенька, не забывайте. Доктора слушайте - он всегда вам поможет.
Напротив, занервничали вы. Я же ощущаю себя доктором-психиатром, наблюдающим больного. Поберегите себя: вам вредно много сидеть за компьютером. Примите галаперидольчику и - в постельку.
То есть, когда человеку кажется,что вокруг него извращенцы а исторические личности кровавая гэбня, то налицо маниакально-депрессивный синдром. Я не могу вам помочь. Вам помогут только квалифицированные специалисты. Не скажу, что полностью вылечат, но спать будете спокойнее. И увидите вокруг себя хороших людей.
Вы сперва создайте что-нибудь такого уровня, как ненавидимые вами талантливые люди, в потом нападайте на них. Сочините поэму, уровня Маяковского, станьте издателем гениев, какОсип Брик, вдохновите хоть какого-нибудьтворца на создание шедевра, как Лиля Брик. Сделайте хоть что-то для культуры своей страны, и в вас не останется дерьма, чтобы обгаживать других. Разрушать и обгаживать мерзко.Создавать - похвально. После того, как купируете свой кризис. займитсь созидательной деятельностью. А пока вы занимаетесь мерзостями,вам не место среди порядочных людей. Выздоравливайте, желаю успешно пройти курс
Великолепно читают. Недавно смотрела восхитительный спектакль по стихам В.В. Маяковского. Люди с удовольствием ходят в музей. созданный Лилей Брик, её сборники стихов Маяковского по-прежнему переиздаются и цены на них не падают - есть покупательский спрос. А вот проходимцы проходят мимо.
Это мировая практика. А вашего Володю я не знаю. Это ваш близкий друг? Земля ему пухом. О самоубийстве Маяковского можно в подробностях узнать из воспоминаний современников. На похоронах была вся культурная Москва. Катаева почитайте - очень интересно описывает.
Володя- типичный приспособленец, как и Брюсов. То декаденты, то футуристы, то пролетарские поэты. Где платят - тому и поем. Володе стреляться в 37 было не с руки, рановато. Помогли и авторские на похотливую барышню переписали.
Есть какие-то причины считать Маяковского приспособленцем? Где-то есть документальные подтверждения тому. что он не интересовался футуризмом, не был одним из его основателей, не хотел творить "новую культуру"?
И тут же стал рупором революции. И далеко не безвозмездно. Через небольшое время про этих бриков-маяковских все окончательно забудут. Сейчас еще остается небольшая кучка любителей этой бредятины. У него всего один стишок хороший - про Нью Йорк. Остальное восхвалятина большевизма.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 45