Много времени потребовалось ему, чтобы понять уникальный язык пираха. По словам Эверетта, он не похож ни на один из известных языков. В нем имеется всего три гласных и семь согласных букв. Отсюда и скудный словарный запас. Зато на пирахском языке можно напевать и свистеть по-птичьи.
Что касается счета, то с ним у индейцев совсем плохо. У них есть две количественных категории: «несколько» и «много». Например, четыре рыбины – это несколько, а шесть – это уже много. А если рыбина всего одна, то и считать ее незачем. Рыба, она и есть рыба. Цифра «один» почему-то настолько сложна для их восприятия, что вводит в ступор.
Согласно этой логике, пираха не считают себя маленьким народом, ведь их 400 человек, а это много. Впрочем, в вопросах финансов индейцы более конкретны. Они отлично понимают, какого размера должна быть горка бутылок горькой воды, которую можно купить у жителей соседней деревни за ту или иную купюру, хоть и не знают ее номинала.
Привыкшие к скудному алфавиту и отсутствию числительных, краски окружающего мира пираха обозначают тоже весьма немногословно: «светлое» и «темное». При этом индейцы не страдают дальтонизмом, что показал тест на цветоделение. Но что-то в цветовосприятии у них не так, ведь они не замечают грязных пятен на одежде, а потому практически никогда ее не стирают.
Индейцам совсем не нужны внешние проявления вежливости, присущие нашему миру. В их лексиконе нет таких слов, как «спасибо», «извините», «как дела», просто они любят друг друга и окружающих, и уверены, что те отвечают им взаимностью без лишних слов.
Людям племени совершенно чужды понятия стыда, вины, обиды. Если кто-то из них уронил рыбу в воду, то это, несомненно, плохо, ведь все лишились обеда. А причем здесь тот, который уронил? Если один ребенок толкнул другого и тот сломал руку, то ее надо лечить. Но виноватых нет — случилось то, что случилось.
Комментарии 26