Произнося привычное словосочетание «от Рождества Христова», мы редко задумываемся о том, откуда оно взялось. На самом же деле тем, что оно вошло в обиход всего человечества, мы все обязаны простому английскому монаху, жившему в начале VIII века. Он не изобрел этот способ летоисчисления, но именно он ввел его в обращение.
Англия приняла христианство в VII веке. Процесс этот, как и везде, был не быстрым и не самым простым. К тому же, собственно государства Англия тогда не существовало. На острове было 7 королевств, иногда живших мирно, а иногда яростно враждовавших друг с другом. Иногда они выбирали себе общего верховного короля, но нередко обходились и без него. Самое северное королевство называлось Нортумбрия. Христианство пришло сюда практически позже всех, однако сразу после этого именно здесь стали бурно строиться многочисленные монастыри, в которых новообращенные английские монахи трудились над переписыванием священных книг и неустанно читали молитвы. В одном из таких монастырей и началась история мальчика по имени Беда.
Деревенский самородок
Беда, или Беде (ударение в этом древнеанглийском имени ставится на первый слог), родился в 673 году, в семье обычного английского крестьянина, жившего в деревушке под названием Монктон. Впрочем, его отец, судя по всему, был вполне зажиточным человеком. По крайней мере он мог позволить себе не приставлять сына к работе в поле, а отправить его в расположенный неподалеку монастырь Уирмаут учиться грамоте. К учению семилетний мальчик оказался весьма способным. Сам он впоследствии говорил, что больше всего на свете любил «учиться, учить и писать».
В 681 году был основан «дочерний» монастырь Уирмаута, получивший название Джарроу. Туда, сопровождая своего учителя, монаха Кеолфрита, переехал Беда. И провел в стенах этой обители всю оставшуюся жизнь, вплоть до своей смерти в 735 году в возрасте 62 лет.
Жизнь средневековых монахов не была легкой. У каждого монастыря были крестьяне, которые обеспечивали его всем необходимым, но, по уставу святого Бенедикта, монахи были обязаны и сами неустанно трудиться: кто в поле, а кто -в скриптории, зале, где переписывались и украшались книги. Именно там находилось рабочее место Беды, который довольно быстро прославился своей отличной памятью, острым разумом и точной рукой. Все это делало его идеальным переписчиком и комментатором книг. Прежде всего - Библии, изучению которой он посвятил всю жизнь.
Комментарии 3