Судя по всему, наиболее близко к истине сочетание второго и третьего вариантов ответа. Сказания о потопе, безусловно, неоднократно заимствовались и переходили из фольклора одного народа к другому. Однако возникали они не один раз и в конкретных случаях могли стать отражением природных катастроф, произошедших в действительности.
Скорее всего в результате заимствований распространились такие мифологические мотивы, как "божество предупреждает о потопе", "животное предупреждает о потопе", "птиц посылают на разведку", "герои бросают плоды с дерева, чтобы определить, ушла ли вода" (Меланезия, Восточная Азия, Южная Америка), "птицы, спасаясь от потопа на деревьях, намочили хвосты" (распространено в Северной и Южной Америке), "погибшие при потопе люди превращаются в водных животных".
Безусловно, заимствованием следует объяснять и, например, сюжет о том, как одно из животных спасает ковчег от затопления, затыкая своим телом пробоину или проделанную кем-то злонамеренно дыру. У каталонцев, балканских славян, народов Кавказа, Прибалтики, Поволжья, киргизов — это змея, у восточных славян — уж, у румын — ящерица (заткнула хвостом), у марийцев — кошка, а у селькупов — лягушка.
Учёные не перестают искать следы реальных природных бедствий, ставших первоисточником сказаний о потопе в различных регионах. Уже в XIX веке было предложено объяснить появление шумерского (а вслед за ним и вавилонского, и иудейского) мифа о потопе реальными наводнениями, которые случаются в Месопотамии в те годы, когда в горах, где находятся истоки Тигра и Евфрата, летом особенно сильно тают снега, а в низовьях выпадает много дождей.
Поддерживавший эту гипотезу Фрэзер в подтверждение приводит рассказ британского геолога и археолога Уильяма Лофтуса о наводнении 1854 года, произошедшем именно при таком стечении обстоятельств. За одну ночь поднявшиеся воды Евфрата затопили около семи тысяч домов. Багдад, окружённый срочно построенными дамбами, походил на остров, на многие мили вокруг которого разлилось море.
Археологические раскопки в Месопотамии позволили найти свидетельства реального наводнения, которое претендует на роль источника мифа о потопе. При раскопках шумерского города Шуруппак (Ирак) найдены следы речных отложений, которые прерывают культурный слой.
Датируются они радиоуглеродным анализом приблизительно 2900 годом до нашей эры. О наводнении в Шуруппаке сообщают и письменные источники. "После того как потоп смыл (страну) и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола", — говорится в Ниппурском царском списке.
Действительно речные наносы простираются на север от Шуруппака, но не затрагивают города Киш, к которому после наводнения перешло лидерство в регионе. Шуруппак предание называет родиной героя Зиусудра, который более известен под аккадским именем Утнапиштим и прославился тем, что уцелел при потопе. Следы наводнений археологи нашли и в других шумерских городах: Уре, Кише, Уруке, Лагаше, Ниневии. Но они относятся к разным датам.
Потоп в мифах индейцев Северной Америки появился, вероятно, после катастрофы, случившейся около 8400 лет назад. Тогда воды огромного приледникового озера Агассис прорвались в море по долине нынешней реки Оттавы. Всё это сопровождалось усиленным таянием ледников. Уровень моря резко поднялся и затопил прибрежные районы.
Таяние ледников связывают и с месопотамским потопом. Геологи отмечают, что уровень моря в Персидском заливе вырос на 120 метров за период от 18 тысяч до 8 тысяч лет назад. Возможно, около 7500 лет назад повышение уровня вод было особенно быстрым.
Появление ещё одной гипотезы связано с подводным кратером Беркл (Burckle Crater) в Индийском океане к востоку от Мадагаскара. Диаметр кратера около 30 километров, то есть он примерно в 25 раз шире, чем знаменитый Аризонский кратер. Он возник в результате падения крупного метеорита приблизительно 3000—2800 лет назад. Исследователи полагают, что это событие вызвало огромные цунами на побережье Азии, что отразилось в мифе о потопе, в том числе месопотамском.
"Фаэтон, сын Солнца и Климены, тайно взошёл на колесницу отца и, поднявшись слишком высоко над землёй, от страха упал в реку Эридан. Когда Юпитер поразил его молнией, всё начало гореть. Чтобы, воспользовавшись случаем, истребить весь род смертных, Юпитер сделал вид, будто хочет потушить пожар. Он пустил отовсюду потоки, и весь род смертных погиб, кроме Пирры и Девкалиона. А сёстры Фаэтона, которые, несмотря на запрет отца, запрягли для него коней, превратились в деревья тополя" — Гигин
Потоп из мифа о Девкалионе пытаются объяснить извержением вулкана Санторин и последовавшими за ним землетрясением и цунами, которые действительно были весьма разрушительными и вызвали упадок минойской цивилизации на Крите.
Наконец, ещё одна теория связывает средиземноморский миф о потопе с гипотетическим резким повышением уровня Чёрного моря в результате прорыва в него вод из Средиземного моря. Случилось всё это, по предположению авторов, около 5600 года до нашей эры после землетрясения, из-за которого возникли проливы Босфор и Дарданеллы.
Подобную идею высказывал ещё в XIX веке Томас Гексли, а подробную и обоснованную её разработку представили в 1996 году Уильям Райан, Уолтер Питмен и их коллеги, статья которых была опубликована в журнале Marine Geology.
По их расчётам, поднявшиеся воды Чёрного моря затопили в короткий срок около 155 тысяч квадратных километров, где находились поля и леса. Согласно некоторым теориям, именно эти погибшие под водой растения являются основным источником сероводорода в прибрежной акватории Чёрного моря.
Комментарии 2