Противники этой теории утверждают, что часто встречающийся в сагах сюжет о том, как группа берсерков напала на деревню, ограбила, изнасиловала и убила кучу мирных жителей, связан вовсе не с тем, что это был их основной род деятельности. Так происходило потому, что в периоды, когда войн не было, им было необходимо как-то справляться с тем даром, которым наделили их Один. В общем, так они выпускали пар между войнами. Такую трактовку можно встретить в большинстве статей, посвященных берсеркам.
Мухоморы или эпилепсия?
Изучая берсерков, обычно натыкаешься на теории о том, что феномен их ярости связан с неким наркотическим опьянением. Впервые об этом заговорил датский летописец конца X века Саксон Грамматик. Этот человек вообще любил видеть во всем происки нечистой силы и колдовство. Так, согласно его утверждениям, некоторые воины пили перед битвой некий настой, который летописец называл напитком троллей, от чего впадали в furor bersercicus. В 1784 году возникает теория, что берсерки, подобно некоторым восточносибирским племенам, любили побаловаться мухоморами. Однако сторонники этих утверждений могут быть разочарованы, узнав, что никакого подтверждения этому нет и никогда не было.
Ни в одном из источников, которые описывают жизнь и войны викингов, никогда не говорилось о том, что северяне пили или ели что-то вводящее их в измененное состояние сознания. Все эти известные нам кусания щита и разрывания на себе одежды не более чем спектакль, направленный на устрашение врага. Если учесть, что врагами берсерков были обычные крестьяне, скорее всего, это было действенным приемом. Конечно, не стоит исключать факт, что в те времена были распространены массовые психозы – возможно, именно эти случаи в совокупности с театральщиной обычных грабителей породили легенду о неистовых воинах Одина.
Существует теория медицинского характера, утверждающая, что неуязвимость и невосприимчивость берсерка связана с костной болезнью Педжета. Эта болезнь передается по наследству. Основным ее проявлением является чрезмерное костеобразование, то есть, кости некоторых частей тела становятся толще, и, следовательно, менее восприимчивыми к внешнему воздействию. Вместе с этим увеличивается размер черепа. Подтверждения тому, что некоторые викинги страдали подобными заболеваниями, можно найти в «Саге об Эгиле»: после смерти череп этого самого Эгиля не могли расколоть даже топором.
Комментарии 2