Благодаря широкой огласке и огромному резонансу, ведовской процесс в Салеме имел большое значение, дискредитировав «охотников на ведьм» не только в США, но и во всем мире. После очевидного всем более или менее адекватным людям позора Салема, устраивать собственную «охоту на ведьм» стало уже как-то некомильфо: не модно, не современно и не престижно. Отдельные эксцессы еще происходили, но, как правило, осуждались и не встречали всеобщего одобрения в обществе. Поэтому рассмотрим события в американском штате Массачусетс более подробно.
Исследователи до сих пор теряются в догадках, почему вполне здравомыслящие в обыденной жизни жители Салема – не «повернутые» на теософии мистики, не религиозные фанатики, и не пациенты Бедлама, так дружно и все разом поверили странным и нелепым рассказам некоторых детей? Почему эти бездоказательные обвинения произвели такое впечатление на, казалось бы, вполне рациональное и респектабельное общество американских пуритан? Почему на основании этих оговоров они погубили столько своих соседей, друзей и родственников?
Как это ни банально, наиболее достоверной версией все же следует признать истерию взрослых и сговор детей. Конечно, были попытки получить и другое объяснение. Так, в 1976 году журнал Science провел собственное расследование, в ходе которого, было высказано предположение, что «видения» детей были галлюцинациями, вызванными отравлением ржаным хлебом, поражённым грибком спорыньи.
По третьей версии, причиной неадекватного поведения детей мог стать так называемый «летаргический энцефалит», симптомы которого сходны с описываемыми в салемском случае. Наконец, имеются сторонники четвертой версии, которые считают, что виной всему редкое заболевание, называемое болезнью Хантингтона. Но факт остается фактом: дети «болели», пока взрослые позволяли им «болеть», и моментально «выздоровели», как только власти начали серьезное расследование их деятельности.
Но вернемся в зимний Салем 1692 года, когда девочки, собиравшиеся на кухне в доме приходского священника, от нечего делать слушали рассказы Титубы – чернокожей рабыни, уроженки острова Барбадос. Дети всегда и везде одинаковы, всевозможные «страшилки» неизменно пользуются огромной популярностью в их среде, и байки о культе вуду, ведьмах, черной магии, что называется, «пошли на ура». Но пользы эти «сказки, рассказанные на ночь», никому не принесли.
Первыми жертвами, казалось бы, невинных «страшилок» стали 9-летняя Элизабет Парис и 11-летняя Эбигайль Вильямс (одна была дочерью, другая – племянницей пастора Самуэля Париса), поведение которых резко изменилось. Вначале все заметили частые перепады в их настроении, затем начались внезапные падения на пол и судороги. Потом такие же симптомы появились у 12-летней Анны Путнам и у других девочек. Доктора пребывали в недоумении и ничего определенного сказать не смогли, и тогда, на свою беду, вновь инициативу проявила Титуба, которая решила «выбить клин клином»: испекла «ведьмин пирог» из ржаной муки и мочи и скормила его собаке. По другой версии, она облила кусок мяса мочой девочек, сожгла его и отдала собаке.
В результате посиневшая вдруг Элизабет стала громко хрипеть: «Титуба». Остальные девочки тоже впали в транс, но в качестве жертв выбрали других женщин: Сару Гуд и Сапу Осборн. Последние две не имели ни малейшего представления, ни об экзотическом культе Вуду, ни о каких-то местных колдовских практиках, но это не помешало местным судьям вынести постановление об их аресте. Испуганная 4-летняя дочь Сары Гуд, Дороти, чтобы не разлучаться с матерью, также назвалась ведьмой – и судьи охотно поверили ей: девочка была помещена в тюрьму, в которой провела целых 8 месяцев.
Комментарии 8
Ну ведь и на Руси была инквизиция.
Причём так и называлась своим именем и должность была главный инквизитор при Священном Синоде..
И жгли тоже, и колдунов и еретиков и раскольников..