Сохранилось письмо, которое он писал матери уже во время кругосветки:
«Ты понимаешь, что такое чувства? Иметь жену, иметь дитя и бросить их. Любить больше всего на свете эту женщину и знать, что она одна, забыта, брошенная всеми, она страдает и ждет с минуты на минуту родов. А я должен оставаться какой-то тварью, которого называют великим князем и который поэтому должен и может быть по своему положению подлым и гадким человеком. И никто не смеет ему этого сказать. Дай мне лучше надежду. Я не могу так жить, клянусь тебе Богом. Помогите мне, возвратите мне честь и жизнь, она в ваших руках».
Но Романовы были непреклонны. За два года его отсутствия на Жуковскую было оказано сильное давление со стороны императорской фамилии и, в конце концов, отношения между влюбленными были прерваны по «ее инициативе».
Между тем Александра Жуковская в Зальцбурге 14 ноября 1871 года родила сына, назвав его Алексеем Алексеевичем.
Но ни это, ни мольбы сына не тронули императрицу Марию Александровну, твердо решившую положить конец «связи». Сохранилась ее переписка со «своими людьми» в Зальцбурге, которые «присматривали» за фрейлиной. Похоже, это были «люди» из ближайшего окружения Саши. Следило за ней и III Отделение охранки, имевшее в Германии своих агентов. Вот как это выглядело.
Летом 1872 года императрица получила из Зальцбурга сведения, что Жуковская может встретиться с Алексеем Александровичем на одной из стоянок его судна. Она немедленно подключила к решению «проблемы» официальные структуры. В конце концов Жуковская и Алексей Александрович так и не встретились в. Однако долгое время, Бог весть каким способом, поддерживали между собой связь. Пока, наконец, время и обстоятельства не развели их окончательно.
Алексей Александрович позаботился о ребенке. 24 марта 1875 года мальчик вместе с матерью получил в Республике Сан-Марино баронский титул и фамилию Седжиано (Seggiano), так как Алексей Александрович приобрел для своей морганатической жены имение в Италии с правом на титул баронессы Седжиано (Seggiano) и с высочайшего соизволения образовал из собственных средств особый неприкосновенный капитал в 100 000 рублей серебром для сына.
Комментарии 4