То, что великая цель искусства заключается в воспитании лучших качеств души, конечно, все знают. Однако слишком часто первые благородные порывы вязнут в банальном желании разбогатеть, и творцы начинают работать в угоду публике. Английский художник XVIII века Уильям Хогарт сумел совместить, кажется, несочетаемое. Будучи одним из главных моралистов своей эпохи и создавая серии нравоучительных картин, он не только смог добиться признания и стать главным королевским живописцем, но и вошел в историю как основатель национальной школы живописи.
Будущий придворный художник
Наверное, корни неискоренимого идеализма будущего корифея английской живописи нужно искать в его детстве. Он родился в бедной, но интеллигентной семье и был в ней первым выжившим ребенком. Его отец, учитель латыни, перебивался как мог, чтобы прокормить свое семейство. Одной из его гениальных идей стало кафе, в котором посетители должны были говорить исключительно на языке древних римлян. Однако жители бедного лондонского квартала почему-то не оценили новинку, и неудачливый бизнесмен разорился. После пяти лет в долговой тюрьме он умер, и старший сын, который долго не мог пойти в начальную школу, так и не окончил ее, вынужденный кормить теперь мать и сестер.
Уильям Хогарт прошел удивительный для своего времени путь от ученика гравера, подрабатывающего изготовлением визиток, до главного королевского живописца. Конечно, для этого ему пришлось поучиться – он занимался в одной из частных художественных академий и посещал школу живописи и рисунка, однако главным для талантливого самородка из низов оказалось самообразование. К счастью, коммерческая жилка у молодого художника была развита лучше, чем у его отца, и вскоре Хогарт открыл собственную небольшую граверную мастерскую. Сатирические картинки, которые он начал делать, имели успех, и вскоре мастер, подучившись, смог заняться живописью.
Постепенно Уильям Хогарт нашел свой путь в искусстве – он начал писать серии картин, которые сегодня можно было бы назвать нравоучительными комиксами, в них постепенно раскрывалась судьба персонажа. Детство, проведенное «на дне» Лондона, давало художнику массу сюжетов, и все они находили отклик в сердцах людей. Оттиски с этих картин помогли уйти его искусству «в массы». В середине 50-х годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта.«Модный брак»
Цикл из шести картин, рассказывающий о судьбе одной семьи, высмеивал человеческие пороки в целом, но больше всего – нравы, царившие в высшем обществе. Эти картины – уникальная «машина времени», которая позволяет заглянуть нам в жизнь англичан середины XVIII века. Серия создавалась два года, с 1743 по 1745, и была особенно оценена в XX веке. Сегодня она экспонируется в Национальной галерее Лондона.
Комментарии 2