В молодости Кастанеда попробовал освоить изящные искусства, некоторое время изучал журналистику, психологию, даже работал помощником психоаналитика, но в конце концов он получает диплом антрополога. Для подготовки диссертации в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса юноша начинает полевые исследования и выбирает темой будущей работы изучение мыслительных процессов коренных американских культур. Результатом стала не совсем научная, но пришедшаяся по вкусу читателям первая книга об учении Дона Хуана Матуса – индейского мага и колдуна, который, якобы, взялся наставлять молодого ученого. «Учение дона Хуана» стала бестселлером почти мгновенно. Эта часть биографии писателя могла бы выглядеть вполне логичной, если бы впоследствии сам автор не заставил армию своих последователей сомневаться во всем – а был ли индеец, можно ли считать первый этап обучения важным, или, как сам учитель заявит на страницах одной из последующих книг, все это был «шаманский вздор для отвлечения внимания».
Однако серьезные ученые-антропологи, как и миллионы читателей первого труда Карлоса Кастанеды, по-видимому, поверили автору настолько, что присудили ему-таки степень магистра, а за «Путешествие в Икстлан» - даже докторскую степень. Правда, последующие тома будут все меньше похожи на научное исследование, поэтому те знания, которыми молодой писатель обогатил антропологию, в дальнейшем будут все больше подвергаться сомнению, пока, наконец, все не признают, что имеют дело с художественным произведением, но для многочисленных читателей, поклонников и последователей во всем мире это, в принципе, уже будет не важно.
Наверное, феномен писательского таланта Карлоса Кастанеды заключается в том, что очень сложные в принципе произведения каждый читатель, в зависимости от уровня развития и интересов, воспринимает по-своему. Кто-то найдет в них необычное пособие по саморазвитию, другой – просто интересные книжки с несколько запутанным сюжетом, порой круто меняющим направление. А кто-то может увидеть в них инструкцию по применению галлюциногенных растений. Из-за подробного раскрытия этой темы в первых книгах многие считают его учение вредным для молодых умов.
Но, пожалуй, по сравнению с опасностью полного изменения стройной картины мира на альтернативную, которая постепенно раскрывается в последующих произведениях, подобная угроза не так уж велика. Эта, по-настоящему эзотерическая система, которая дарит читателю ощущение близости множества параллельных миров и физической возможности проникновения в них, становится наградой для тех, кто смог осилить и осмыслить все книги из цикла.
Комментарии 5