Впрочем, работа, откровенно говоря, не доставляла Самуэлю радости. Денег от врачебной практики семье не хватало: как вспоминал он сам, порой его жена была вынуждена стирать белье с помощью сырого картофеля, потому что у них не было денег на мыло. К тому же и особых благодарностей от пациентов Ганеман не слышал – впрочем, учитывая методы медицины того времени, порой довольно-таки грубые, это совсем не удивительно.
Так, при лечении кожных болезней применяли прижигание, для очищения организма от предполагаемых ядов давали не менее сильнодействующие средства, вызывавшие рвоту и диарею, проводили кровопускание, лечение ртутью и мышьяком. Все это зачастую приводило прямиком к смерти пациента. Во многом именно методы классической медицины того времени и определили успех безболезненного лечения, предложенного Ганеманом.
В своей книге он писал:
«Для меня было мучением бродить ощупью в потемках, руководствуясь только учебниками, назначать лечение в соответствии с тем или иным общепринятым фантастическим взглядом на природу болезни, прописывать лекарства, которые всего лишь занимают определенное место в фармакопее, которые легко могут привести к смерти пациента. Мысль, что я своим лечением могу усилить страдания пациентов или даже стать убийцей, была просто невыносимой. Чувствуя, как страдают от болезней мои дети – плоть от плоти и кровь от крови моей, я все больше упрекал себя за то, что не знаю надежного способа облегчить их мучения».
Комментарии 2