Виноделие было огромной индустрией в древнем Риме, и, как и во всех отраслях при его производстве получались отходы. В данном случае основными отходами было вино, которое испортилось или прокисло, став уксусом. Римляне были весьма предприимчивыми и находили множество применений этому уксусу. Он в основном использовался для приготовления поски, напитка, предпочитаемого низшими классами и военными за его доступность и дешевую цену.
В военных кругах поска стала настолько распространенным напитком, что на обычное вино смотрели свысока или даже запрещали его. Казалось бы, питье уксуса может показаться отвратительным, но его можно сделать довольно вкусным, добавив несколько ингредиентов. Самая дешевая поска была смесью уксусного вина и воды, а в высококачественную добавляли мед и специи, такие как кориандр, которые скрывали горько-кислый вкус уксуса.
Дефрутум
Наряду с испорченным вином и уксусом, которые неизбежно производила римская винодельческая промышленность, оставались также виноградная кожура, косточки и жмых, которые не попадали в конечный продукт. Никогда не тратя впустую потенциально полезные материалы, римляне использовали эти остатки, чтобы сделать дешевый подсластитель, называемый дефрутум. Он был в основном дешевым продуктом, который можно было добавлять в пищу, чтобы придать ей объем, улучшить вкус и повысить калорийность. Дефрутум был немного похож на современное варенье или джем. Хотя мед был лучшим подсластителем, он также был более дорогим и производился только в определенных регионах, в то время как вино производилось почти во всех уголках Римской империи. Да и каша с виноградным вареньем была гораздо приятнее, чем обычная каша.
Сильфий
В окрестностях Кирены (северная Африка) в римские времена росло растение, которое всегда пользовалось очень высоким спросом. Это растение, которое называлось сильфий (Silphium), было крайне востребовано, потому у него было множество применений. Во-первых, оно было вкусном, в жареном, вареном или сыром виде. Его сок, высушенный и натертый на терке, был прекрасным дополнением к большинству блюд, и его также использовали для изготовления духов. Сильфий играл важную роль во многих травяных смесях, особенно при «наростах на анусе» и при лечении укусов собак. Наконец (возможно, это самое невероятное) его также использовали для «чистки матки», то есть в качестве ранней формы контрацепции.
Это растение стало ключевой частью римской и греческой культуры, упоминалось в поэзии и литературе, а также даже чеканилось на обороте некоторых греческих монет. Кирена стала невероятно богатой за счет торговли сильфием. Юлий Цезарь также признал ценность этого растения, храня 680 килограммов в государственной казне. Тем не менее, сильфий рос только в районе, прилегающем к Кирене, и многие попытки возделывать его не увенчались успехом (даже те, которые предпринимал греческий ботаник Теофраст). Сильфий можно было только собирать в дикой природе. Это привело к тому, что к середине первого века нашей эры растение почти исчезло. Последний зарегистрированный образец, появившийся где-то между 54 и 68 г.г. н.э., был подарен императору Нерону в качестве диковинки.
Моретум
Итак, рацион обычного римского солдата или рабочего состоял из хлеба, каши и воды с уксусом. Явно не особо богато и разнообразно. Однако поэт Вергилий в одной из своих поэм писал о крестьянине-пахаре, приготовившем себе завтрак из моретума (сырного салата), который он слопал с лепешкой. Римская кухня была очень смелой в своих вкусах, и, хотя самые бедные люди жили на простом рационе, даже самые дешевые соусы (такие, как описываемый в этой поэме) улучшали вкусовые качества.
Комментарии 4