Казалось бы, чума, косившая население миллионами, должна была прекратить войны хотя бы на время. Увы — этого не случилось. Если англичане и французы притормозили Столетнюю войну, то греки и генуэзцы продолжили драться при первой возможности. А сербы были настолько суровы, что, несмотря на жуткий мор, завоевали пол-Греции и даже собирались брать Константинополь.
XIV столетие в Европе было страшным. Первые его десятилетия совпали с началом малого ледникового периода. Морозы и затяжные ливни ввергли север Европы в великий голод, который унёс миллионы жизней. Затем случился коллапс европейской банковской системы. Увлёкшиеся войнами монархи обанкротились, невыплата кредитов обрушила крупнейшие банковские дома. Не помогло даже золото разорённых тамплиеров.
И только Европа начала оживать, как мироздание нанесло ещё более жуткий удар. Хотя казалось, куда уж больше? Из монгольских степей по тропам шёлковых караванов Чёрная смерть пришла на запад, где привычно пировал другой всадник апокалипсиса — война.
По следам Чингисхана и Батыя
За годы до европейского кошмара Чёрная смерть опустошила раскинувшийся на большую часть Евразии «монгольский мир».
По словам хронистов, множество степных племён и целые ханские роды́ сгинули без следа, когда чума заявила о себе на монгольских равнинах.
В 1331 году Чёрная смерть опустошила китайский Хэбэй. Включая Пекин, тогда носивший название Ханбалык и бывший столицей монгольской династии Юань. По некоторым оценкам, выжил лишь каждый десятый.
Следуя по бесконечным дорогам Азии, чума опустошала города и земли, год за годом приближаясь к пределам христианского Запада.
В октябре 1346 года зараза, словно невидимое воинство, нанесла удар по Золотой Орде. Ордынские города Волги и Дона, многолюдные, с великими базарами, стали жертами Чёрной смерти. Русские летописи писали, «великий мор под восточной страною, и на Азсторокань, на Сараи, и на прочии грады во странах тех, яко не бысть кому погребати их».
Комментарии 2