Батый действительно не высказал неудовольствия, дал Ярославу ярлык на княжение во Владимире и Киеве, признав его старшим над всеми русскими князьями. Но, чтобы русич не плел какие-либо интриги, Ярославу было приказано оставить одного из своих сыновей: Константина. Вернее, Батый отправил его в поездку в столицу Монгольской империи Каракорум.
В 1245 году Константин «с честью» вернулся к отцу и сообщил, что его опять вызывают к Батыю. На сей раз ехать предстояло не только Ярославу Всеволодовичу, но и очень многим русским князьям. Это можно было назвать акцией по приучению к смирению. Тех, кто в Орде вел себя, по мнению хозяев, дерзко и непочтительно, казнили на месте.
Отравление из рук ханской матери
Ярослав снова успешно обо всем договорился с Батыем, но узнал, что домой он, в отличие от остальных, не поедет: ему была оказана честь в виде поездки в Каракорум, где в этот момент пришел к власти великий хан Гуюк.
Научившийся подстраиваться под захватчиков Ярослав Всеволодович сумел не прогневать Гуюка, и его власть была подтверждена. Князь был приглашен к столу матери хана Туракине. Та оказала ему великую честь, по монгольскому обычаю покормив русича из собственных рук.
Спустя несколько часов великий князь почувствовал недомогание. Болезнь усиливалась, и спустя семь дней по дороге домой Ярослав Всеволодович скончался.
Как уже говорилось, с русскими князьями завоеватели не церемонились. Но чем им мог помешать покорный Ярослав?
Есть предположение, что дело вообще не в князе. У Гуюка были сложные отношения с Батыем, и великий хан Монголии решил насолить хану Золотой Орды, умертвив его любимого данника.
Терпение и покорность
Ярослав стал «первой ласточкой»: внутренние ордынские интриги часто будут становиться причиной гибели русских князей.
Несмотря на печальный исход, тактика Ярослава Всеволодовича станет основополагающей для русских князей на полтора столетия. Бунтари вроде князей тверских, периодически позволявшие себе неподчинение, оказывались на обочине основного процесса.
Более того, покорные владельцы ярлыка вместе с ордынцами водили свои дружины в карательные походы против тех, кто пытался бороться.
«Проклятое семя, мелкие предательские душонки!» — воскликнет в гневе читатель-патриот. Но так получится, что именно из этой покорности и сбережения сил родится победа на Куликовом поле.
#ТайныИстории
Комментарии 3