В монастыре король прожил три дня – и умер, успев принять схиму, высшую из степеней монашества, под именем Григория. Об этом повествует Софийская летопись, составленная спустя несколько десятков лет на основе рукописей из самого монастыря. Сохранился и документ под названием «Рукописание Магнуша, короля Свейского», который якобы отражает последнюю волю шведского монарха, принявшего схиму.
«Рукописание» составлено на русском языке, поэтому нет практически никаких сомнений, что написано оно кем-то из братии. (Позиция церкви, правда, другая – поддерживающая версию об авторстве непосредственно Магнуса). Интересно, что в документе упоминаются такие подробности, которые было бы трудно или даже невозможно узнать человеку со стороны, включая и монахов Валаамского монастыря. «Король» пишет о том, как лишился рассудка и был прикован цепью к стене, позже освобожденный сыном Хоконом (Исаакуном). О том, что Швеция, нарушившая условия заключенного мира, была наказана голодом, наводнением, эпидемиями и войнами.
В заключении король Магнус завещал «своим детям и своей братии: не наступайте на Русь!». Забегая вперед – воля эта выполнена не была, да и истинность документа шведы отрицали. А схимонах Григорий скончался на Валааме спустя три дня после кораблекрушения.
Правда или вымысел?
История уж слишком похожа на легенду – обращение в православие католического правителя, пусть и бывшего, пусть и находившегося в тяжелом состоянии, кажется делом неправдоподобным. Но на территории монастыря, на кладбище, по сей день сохранился осколок плиты с упоминанием Магнуса. Плиты, разумеется, не XIV века, позже, но все же трудно себе представить, чтобы могильная плита была установлена в монастыре просто так, не имея отношения к могиле.
Нет комментариев