Скромное обаяние буржуазии
Во всем, что не касалось балов и туалетов, княгиня Юсупова была скромной и тактичной особой. По свидетельствам современников, она не только не выставляла свое богатство напоказ, но и была вполне равнодушна к роскоши. Кроме того, княгиня (что совсем уж редкость среди людей ее круга) была человеком щедрым и добросердечным. На благотворительность она не жалела ни денег, ни времени, ни душевных сил. В мирное время под ее попечительством находилось множество больниц, приютов, гимназий, церквей и музеев. Во время русско-японской войны она была шефом Сибирского военно-санитарного поезда, а в блистательных юсуповских дворцах обустраивала госпитали и санатории для раненых.
Военный инженер Владимир Догадин вспоминал:
«Княгиня Юсупова в своем обращении к раненым проявляла много сердечности. Она знала состояние здоровья всех тяжелобольных, находившихся на излечении в их госпитале, развернутом в Петроградском дворце, а в Кореиз ей ежедневно присылали телеграммы с указанием их температуры. Когда при мне в санатории находился тяжелобольной генерал, начальник штаба 7-го корпуса, то княгиня всегда с утра интересовалась его здоровьем и лично заботилась о вызове врача-специалиста из Ялты».
К слову, когда в 1903-м Валентин Серов перенес сложную операцию, княгиня одной из первых выказала обеспокоенность и готовность помочь.
После смерти старшего сына Зинаида Николаевна перенесла нервный срыв, ее здоровье сильно пошатнулось — постоянно дрожали руки и тряслась голова. Впрочем, благотворительную деятельность она не оставляла до самой смерти.
«Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду» — писал о ней Великий князь Александр Михайлович.
Комментарии 5