Влюблённые обвенчались в 1801 году в церкви Симеона Столпника на Арбате, которая стоит и поныне (когда в советское время уничтожали Старый Арбат, эта церковь уцелела только благодаря факту венчания дворянина с крепостной). Однако семейное счастье было недолгим: через две недели после рождения первенца, 23 февраля 1803 года, Прасковья Ивановна, давно страдавшая туберкулёзом, скончалась. Только после похорон, оправившись от беспамятства, граф вынужден был открыться царю, что у него есть сын, и тот признал его законным наследником титула и состояния. В завещательном письме сыну Шереметев написал:
«Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашёл украшенный добродетелью разум, искренность и человеколюбие, постоянство и верность… Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки...»
Жребий на приданое
Чтобы хоть как-то «успокоить страждущий свой дух», безутешный граф целиком отдаёт себя устройству больницы для бедных, начатому ещё при жизни жены. Как-то приревновав Парашу, которая постоянно отлучалась из семейного гнезда, он приставил к ней соглядатая и вскоре выяснил, что она ездит на Сухаревскую площадь, где в то время был дешёвый рынок и строился супругами «гошпиталь», и из окна кареты раздаёт страждущим деньги, которые он ей давал на булавки. После смерти Прасковьи Ивановны Шереметев серьёзно расширил больницу, для чего привлёк талантливого итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Изящные фасады, полукруглая колоннада на входе в здание, роскошное убранство церкви...
Странноприимный дом стал памятником ещё и П. И. Ковалёвой-Жемчуговой. Когда французы в 1812 году пришли в Москву, они приняли больницу за барскую усадьбу и начали было грабить. Но, увидев в помещениях русских раненых, бесчинства прекратили и разместили тут же своих раненых.
К слову, подобного медицинского учреждения в то время не было нигде в мире. В Шереметевскую больницу везли всех тяжёлых пациентов, которые не могли заплатить за лечение. Сам Шереметев в Уставе больницы строго заложил принцип безвозмездности оказания помощи.
Комментарии 4