Как простой каменотес стал гением эпохи Возрождения: Тернистый путь Микеланджело
Шедевры Микеланджело дают уникальное представление о том, как художник творил и думал, а также позволяют проследить путь гения Возрождения. Микеланджело имеет невероятную биографию. Он прошел тернистый путь от ремесленника-каменотеса до великого живописца и скульптора. Микеланджело был необычайно известен еще при жизни, а сегодня его считают одним из трех гениев Возрождения.
Биография
Микеланджело родился 6 марта 1475 года недалеко от Ареццо в Италии и был вторым из пяти сыновей. Его семья принадлежала к среднему классу, отец был флорентийским государственным служащим. Тяжелая и продолжительная болезнь матери вынудила отца отдать сына на попечение няни. К слову, муж няни был каменотесом и работал в мраморном карьере своего отца. Когда Микеланджело было шесть лет, его мать умерла, но он продолжал жить в этой семье.
Вполне вероятно, что детство, проведенное в семье каменотеса, заложило основы любви Микеланджело к мрамору. Семья не одобряла выбора мальчика (поскольку статус художника был не совсем уважаемым в те времена). Но это не помешало Микеланджело начать свою художественную карьеру в возрасте 12 лет и устроиться учеником в мастерскую успешного флорентийского художника Доменико Гирландайо, влияние которого очень заметно в работах Микеланджело.
Работа с наставником Гирландайо
Влияние Гирландайо на Микеланджело можно также увидеть, сравнив их работы. В то время, когда Микеланджело работал в мастерской, Гирландайо творил над фресками для часовни Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. «Стоящая женщина» - этюд одной из женских фигур в этом цикле фресок. Гирландайо точно отображает складки платья и декоративные детали. Этот рисунок передает практический подход Гирландайо к созданию крупномасштабного заказа.
В мастерской своего наставника Микеланджело видел сотни подобных «Стоящей женщине» рисунков. И вот сравнивая ранние работы Микеланджело с рисунками его мастера, можно увидеть сходство в позе, обработке драпировки и штриховке. Заметно, что хотя Микеланджело все еще неопытен, его рисунок превосходит рисунок Гирландайо. Фигура Микеланджело имеет более убедительную передачу объема, достигнутую за счет более плотной перекрестной штриховки - трудоемкого метода моделирования, который Гирландайо редко использовал.
Интересно, что в официальной биографии, написанной Кондиви в 1553 году, Микеланджело отрицает, что когда-либо был учеником Гирландайо. После долгой и успешной карьеры Микеланджело, похоже, стремился утвердиться как гений-самоучка.
Служба в семье Медичи
Покинув студию Гирландайо, Микеланджело перешел работать ко двору Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции и главы могущественной семьи Медичи. Лоренцо заметил талант скульптора, и вскоре Микеланджело был приглашен к двору. Там он встретил двух своих самых важных будущих покровителей: Джованни Медичи (будущего Папы Льва X) и его кузена Джулио, который стал Папой Климентом VII.
За это время Микеланджело получил от католической церкви Санто-Спирито разрешение на изучение трупов в их больнице, чтобы иметь представление об анатомии. Взамен он подарил им деревянный крест с росписью. Ранний опыт с анатомией тела и повлиял на способность Микеланджело реалистично передавать мышцы, что подтверждается двумя скульптурами того времени. Это «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
«Пьета», 1499 год
В Риме (туда Микеланджело отправился в конце XV века), скульптору удалось сделать себе имя благодаря знаменитой мраморной скульптуре «Пьета», которая сейчас находится в базилике Святого Петра в Ватикане. Безусловный шедевр Микеланджело!
В 1497 году французский епископ Жан Бильер де Лагроулас заказал «Пьету» для часовни короля Франции в базилике Святого Петра. «Пьета» в результате стала одной из самых известных скульптур гения Возрождения, которую биограф XVI века Джорджо Вазари описал как нечто, «что природа едва ли могла создать во плоти». Его острота эмоций и реализм в работе вызвали большой трепет и внимание биографа.
«Давид», 1501—1504 годы
Став в 26 лет известным ваятелем, Микеланджело вернулся в родной город. Во Флоренции его уже 40 лет ждал кусок мрамора, испорченный скульптором Агостино ди Дуччи, забросившим работу над ним. Многие мастера хотели поработать с этой глыбой, но трещина, образовавшаяся в слоях мрамора всех отпугнула. Только Микеланджело решился принять вызов. Он подписал контракт на статую ветхозаветного царя Давида в 1501 году и работал над ней до 1504 года за высоким забором, скрывающим все от любопытных глаз.
В итоге Микеланджело создал Давида в виде сильного юноши перед боем с великаном Голиафом. Лицо его сосредоточенно, брови сдвинуты. Тело напряжено от предвкушения схватки. Статуя была столь идеально сделана, что заказчики отказались от первоначального намерения разместить ее у собора Санта Мария дель Фьоре. Она стала символом свободолюбия Флоренции, изгнавшей клан Медичи и вступившей в борьбу с Римом. В итоге ее поставили у стен Палаццо Веккьо, где она простояла до 19 века. Теперь там находится копия Давида, а оригинал перемещен в Академию изящных искусств.
Противостояние двух титанов
Известно, что у Микеланджело был сложный характер. Он мог быть грубым и вспыльчивым, несправедливым к собратьям по искусству. Знаменито его противостояние с Леонардо да Винчи. Микеланджело отлично понимал уровень его таланта и относился к нему ревностно. Изящный, утонченный Леонардо был его полной противоположностью, и сильно раздражал грубого, неотесанного скульптора. Сам Микеланджело вел аскетичную жизнь отшельника, он всегда довольствовался малым. Леонардо же постоянно был окружен поклонниками и учениками и любил роскошь. Одно объединяло художников: их великий гений и преданность искусству.
Однажды жизнь свела двух титанов Возрождения в противостоянии. Гонфоланьер Содерини предложил Леонардо да Винчи расписать стену нового дворца Синьории. А позже с таким же предложением обратился к Микеланджело. Два великих художника должны были создать подлинные шедевры на стенах Синьории. Леонардо выбрал для сюжета битву при Ангиари. Микеланджело должен был изобразить битву при Кашине. Это были победы, одержанные флорентийцами. Оба художника создали подготовительные картоны для фресок.
К сожалению, грандиозный замысел Содерини не воплотился. Оба произведения так и не были созданы. Картоны работ были выставлены на всеобщее обозрение и сделались местом паломничества для художников. Благодаря копиям мы сейчас знаем как выглядели замыслы Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сами же картоны не сохранились, они были разрезаны и растасканы по кускам художниками и зеваками.
Гробница Юлия II
В самый разгар работы над Битвой при Кашине Микеланджело вызвал в Рим папа Юлий II. Папа поручил ему работу над своим надгробием. Изначально планировалась роскошная гробница, в окружении 40 статуй, равной которой не было. Однако этому грандиозному замыслу так и не суждено было сбыться, хотя художник потратил на гробницу папы Юлия II 40 лет своей жизни.
После смерти папы, его родственники значительно упростили первоначальный проект. Микеланджело изваял для надгробия фигуры Моисея, Рахили и Лии. Им так же были созданы фигуры рабов, но они не вошли в окончательный проект и были подарены автором Роберто Строцци. Этот заказ половину жизни тяжелым камнем висел на скульпторе в виде неисполненного обязательства. Больше всего его приводило в негодование отступление от первоначального проекта. Это означало, что многие силы были потрачены художником впустую.
Микеланджело и Рафаэль
Будучи таким успешным и популярным, неудивительно, что Микеланджело нажил себе завистников и конкурентов. Одним из соперников Микеланджело был молодой 26-летний Рафаэль, который был назначен ответственным в 1508 году за написание фрески в частной библиотеке Папы Юлия II. За этот проект боролись и Микеланджело, и Леонардо. Когда здоровье Леонардо начало ухудшаться, Рафаэль стал величайшим художественным соперником Микеланджело.
Из-за проницательности Рафаэля в изображении анатомии и реализм в рисовании обнаженной натуры, Микеланджело часто обвинял молодого мастера в копировании своих работ. Хотя Рафаэль находился под влиянием Микеланджело, он возмущался враждебностью гения к себе. Ответная реакция Рафаэля на негодование Микеланджело была своеобразной. Молодой мастер изобразил художника с угрюмым лицом в образе Гераклита на его знаменитой фреске «Афинская школа».
После смерти главного соперника Рафаэля в 1520 году Микеланджело доминировал в мире искусства более четырех десятилетий. Основным художественным объектом Микеланджело было, конечно, тело. Его рисунки отражают неустанный поиск позы, которая бы наиболее достоверно выражала эмоциональное и духовное состояние самого героя. Большинство рисунков Микеланджело никогда не предназначались для публичного показа. Он уничтожил большое количество исписанных тетрадей перед смертью. Возможно, с той целью, чтобы предотвратить их попадание в другие руки, а может хотел скрыть объем подготовительных работ.
Сикстинская капелла, 1508-1512 годы
«Давид» - величественен, «Пьета» - грандиозна! Но ничто не сравнится с главным трудом гения Возрождения – росписью Сикстинской капеллы. История создания шедевра очень любопытна. Папа Римский назначил Микеланджело проект по созданию своей гробницы (она должна была быть завершена в течение 5 лет). Однако, художник отказался от проекта после того, как Папа предложил ему новый заказ. Проект представлял собой роспись потолка Сикстинской капеллы. По слухам, архитектор Браманте, ответственный за восстановление базилики Святого Петра, был тем, кто убедил заказчика - Микеланджело был идеальным исполнителем этого поручения.
Браманте был ярым соперником Микеланджело и, зная, что Микеланджело прежде всего скульптор, а не художник, был уверен, что его конкурент потерпит поражение. Он надеялся, что из-за этого художник потеряет лавры славы. Да и сам Микеланджело неохотно принял заказ. Бесспорно, это была трудная и необычайно выносливая работа, особенно с учетом того, что неистовый художник уволил всех своих помощников, кроме одного, который помогал ему смешивать краски. Результатом стало величайшее монументальное произведение талантливого гения, иллюстрирующее истории из Ветхого Завета. Вопреки надеждам Браманте, роспись Сикстинской капеллы стала (и остается) одним из величественных шедевров западного искусства.
Архитектура и поэзия
Микеланджело был не только гениальным скульптором и художником. Он так же был поэтом и архитектором. Из архитектурных его проектов наиболее известны: собор святого Петра в Риме, палаццо Фарнезе, фасад церкви Медичи Сан Лоренцо, библиотека Лауренцина. Всего насчитывается 15 зданий или сооружений, где Микеланджело работал в качестве архитектора.
Всю жизнь Микеланджело писал стихи. Его юношеские опусы до нас не дошли, потому что автор их сжег в порыве гнева. Сохранилось около 300 его сонетов и мадригалов. Они считаются образцом поэзии эпохи Возрождения, хотя их сложно назвать идеальными. Микеланджело воспевает в них совершенство человека и сетует на свое одиночество и разочарование в современном обществе. Его стихи впервые были опубликованы уже после смерти автора в 1623 году.
Смерть гения
Перед смертью Микеланджело сжег много своих рисунков и стихов. Великий мастер умер 18 февраля 1564 года в возрасте 88 лет от болезни. При его смерти присутствовали врач, нотариус и друзья. Наследником имущества, а именно 9000 дукатов, рисунков и неоконченных статуй, стал племянник Микеланджело Леонардо.
Где похоронен Микеланджело Буонарроти?
Микеланджело хотел быть похороненным во Флоренции. Но в Риме уже все было подготовлено к роскошному погребальному обряду. Леонардо Буонарроти пришлось выкрасть тело дяди и тайком вывезти в родной город. Там Микеланджело торжественно похоронили в церкви Санта Кроче рядом с другими великими флорентийцами. Гробницу проектировал Джорджио Вазари.
Микеланджело, Рафаэль и Леонардо - три гиганта Возрождения и главные участники гуманистического движения. Микеланджело был мастером в передаче формы тела с такой технической точностью, что мрамор, казалось, превратился в плоть и кости. Психологическая проницательность и физический реализм в его работах никогда раньше не отображались с такой интенсивностью. Его «Пьета», «Давид» и роспись Сикстинской капеллы продолжают собирать толпы туристов со всего мира. Его творческие достижения подтверждает титул, которым его именовали при жизни - Il Divino (Божественный).
#ТайныИстории#ИсторияИКультура#искусство
Кто писал это, и откуда такие познания истории искусств? Кто вам сказал что католическая церковь разрешила вскрывать трупы, для изучения пластической анатомии человека. За это полагался большой костёр! Трупы Микеланджело вскрывал, но делал это тайно. Бродячих нищих, которых собирали по дорогам монахи и на третьи сутки хоронили их. А пока тела лежали в башне монастыря, он, пользовался покровительтвом монаха, библиотекарь, который однажды подсунул ему ключ от башни вместо закладки в книге. Мне хотелось бы ещё написать несколько поправок, да ладно.
Ну так я и поделился, а не критиковал, согласитесь смешно думать что католическая церковь разрешила вскрывать трупы. В античности были так называемые гимнасии, куда приходили атлеты заниматься гимнастикой, там они раздевались до нага и занимались спортом, туда же ходили художники, скульпторы, рисовали обнаженное тело атлетов, учились, в том числе и пластической анатомии, а вот когда пришла христианизация восточной а потом и западной римской империи, на обнаженное тело человека как венца Божьего творения наложили табу! Человек уже не имел права вникать в суть Божьего замысла. Вот тогда и искусство на многие века вплоть до эпохи Возрождения было отброшено далеко назад, художник-как профессионал появился только в Проторенессансе, например Джотто ди Биндони)))
Ему позволяли многое, но не это! Например он строил осадные машины для защиты Флоренции, когда папа римский пришел осадил город, он долго не мог взять город, наконец ему это удалось, Микеланджело бежал в горы, папа сказал относительно его "Передайте ему пускай возвращается в город и работает", причем он произнес это в его мастерской, куда он направился сразу после того, как город раскрыл ему ворота. Вот Вам пример, хотите еще, могу написать.
Вы так уверены что именно, это, ему не позволяли!!! Нас там не было.... А историю пишут, переписывают... И. Т. Д... Вы всё же правы официально это было запрещено.... Как подтверждают многие источники.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 20
Спасибо.
Есть ещё очень интересная книга "Камень и боль" о Микеланджело и Леонардо