Сопровождение Гойей недавно овдовевшей герцогини в сочетании с некоторыми намеками в ее портретах, усугубили слухи об их непрофессиональных отношениях. Это было существенное социальное неравенство, которое Гойя пытался преодолеть, но как художник, а не влюбленный (как считают биографы Гойи). В свою очередь герцогиня относилась к Гойе как к другим членам своего двора, библиотекарю, врачу или дворецкому. Есть мнение, что на первом позировании Альба попросила художника нанести ей макияж. Гойя написал в письме: «Ко мне вчера пришла в студию женщина Альба. Она хотела, чтобы я нарисовал ее лицо, и она добилась своего. Я, безусловно, наслаждаюсь этим больше, чем рисую на холсте».
Знакомство длилось недолго. Герцогиня умерла при очень загадочных обстоятельствах в июле 1802 года в возрасте 40 лет. Хотя и говорили, что женщина умерла вследствие перенесенного туберкулеза и лихорадки, на протяжении многих лет выдвигались более любопытные сценарии произошедшего, среди которых были версии и об отравлении.
Но самая любопытная мистическая история, связанная с Гойей и Каэтаной Альба, произошла в 1945 году, спустя много лет после их смерти. Мадридское кладбище Сан Исидро, на котором похоронен Гойя, реставрировалось, обновлялись памятники и надписи на них, переносились могилы, ремонтные работы длились больше года. В результате реставрации могила герцогини Альба оказалась напротив пантеона Гойи. Они любили друг друга при жизни и оказались рядом после смерти.
Портреты с герцогиней
Каэтану Альбу мы видим на многих полотнах Франсиско Гойи. Прежде всего, художник создал два величественных официальных портрета герцогини: один в белом, другой в черном.
Белый портрет отражает девушку с высокой имперской талией и изящной простотой (оказала влияние мода на античность в конце XVIII века). Платье украшено ярко-красным широким поясом и бантом, дополнено коралловым ожерельем. Банты в тон платью вкраплены и в волосы героини, а также украшают собачку. Выражение герцогини на полотне - это самообладание и твердость. Она кажется естественной и непринужденной, не демонстрируя ни одного из очевидных атрибутов социального статуса.
Комментарии 4