В начале лета-1911 Харбин торжественно провожал в путь нескольких велосипедистов. Вместе с Онисимом в велопутешествие отправились еще некто Воронинов, Сорокин и Цейберг. Один из них сошёл с дистанции спустя 100 километров, остальные, постоянно отставая, добрались с Онисимом до Читы, завершив на этом свой путь. Практически всю последующую дорогу Панкратов преодолевал в одиночестве. Исключение составляли участки в районе Москвы и Санкт-Петербурга, где путешественника сопровождали члены Русского клуба велосипедистов, а также водные переправы за пределами Российской империи. На протяжении всего пути злоключений Панкратову было не занимать.
Поначалу спортсмен столкнулся с тайгой, с неимоверными усилиями продираясь через нее на велосипеде. Проигрывая природе, Онисим принял решение ехать по железнодорожным шпалам. При этом передвигаться приходилось ночью, так как в светлое время суток его гоняли железнодорожники. В Панкратова стреляли охотники, жители натравливали на путешественника собак, Онисима грабили дорожные разбойники. Но его ничто не останавливало. По Европе Панкратов проследовал маршрутом в виде «восьмерки»: начав с Германии, направился в Турцию через Швейцарию, Италию, Австро-Венгрию, Сербию и Болгарию, Турция, а затем, вернувшись по кольцу уже достиг Франции, Испании и Португалии.
В Турции Панкратова за «шпионаж» арестовала полиция, в Италии он умудрился переболеть малярией и снова был задержан силовиками, швейцарцы вообще сочли его умалишенным, собравшимся штурмовать альпийские перевалы. Как Панкратову, не владеющему ни одним иностранным языком, удавалось убеждать власти в собственной невиновности и объяснять свои чисто спортивные намерения, до сих пор остаётся загадкой. Возможно, спасал путевой журнал, в котором Онисим преднамеренно просил глав посещенных городов и деревень оставлять свои штампы.
Спать Онисиму чаще всего приходилось под открытым небом, а из еды неоднократно приходилось обходиться хлебом и водой. В начале 1913-го он переплыл на пароходе Па-де-Кале, добравшись до Англии. Оттуда на втором пароходе причалил к Америке. Через Нью-Йорк – Чикаго – Сан-Франциско он пересек США, снова по воде попал в Японию. Объехав на двух колесах всю страну, а затем и Корею с Китаем, 10 августа 1913-го вернулся в рукоплещущий Харбин.
Газеты о Панкратове и помощь небезразличных
Нет комментариев