Сколько стоил кот в древней Руси, и Почему только котам из всей живности был разрешен вход в православный храм
Современному человеку трудно поверить в то, что еще тысячу лет тому назад домашних кошек на Руси практически не существовало. Это теперь бытует пословица: «Без кота – дом сирота». Но, в древние времена кошки настолько были редкостны, что их стоимость приравнивалась стоимости трех коров или стаду баранов. Хотя были и животные, которые ценились наравне с кошками... Об этих и многих других интересных фактах из жизни домашних питомцев - далее, в нашем обзоре.
По предположению историков первых одомашненных пушистых зверьков в Россию начали завозить мореплаватели. Миграция кошек началась очень медленно, вначале с южной ее части, а потом постепенно распространилась на север и восток. По результатам раскопок, на территории современных русских городов Пскова и Ярославля, а также некоторых прибалтийских городов первые кошки появились к VI-VII векам, а к VII-IX столетию кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.
Кошка, появившаяся в русских землях еще до принятия христианства, почиталась как священное животное, сопровождавшее языческого бога Велеса. После принятия православной веры языческое божество заменили покровителем скота - святым Власием. Именно поэтому, кличка Васька стала самым распространенным именем для кота.
Кошка в православном храме
Так исторически сложилось, что Католическая церковь в Средневековье объявила кошек исчадьем ада, приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и призвала массово истреблять их, сжигая на кострах. А вот православные священнослужители сразу прониклись к «коткам» (именно так в старину называли кошек) и взяли под свою защиту.
Главной причиной такого покровительства было то, что пушистые зверьки охраняли съестные запасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в православные церкви. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для входа кошек.
Кошка – дорогой экзотический товар на вес серебра
Разумеется, что в самом начале "заселения" русских земель, кошки в жилищах простых смертных не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману. Их могли позволить себе царские семьи и очень зажиточные люди. Так, в патриархальной Москве кошка считалась ценным имуществом и непременным атрибутом благополучия и достатка в доме.
Так, все же, сколько на самом деле стоила кошка в старину? Заглянув в историческую летопись, можно прочесть официальные записи, которые гласят, что стоило это существо громадных денег. До наших времен дошел уникальный документ, сделанный в XIV столетии, где была точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и другого домашнего скота. Этот своеобразный исторический указ назван «Правосудьем митрополичьим», и является одним из древнейших, где кошка впервые была упомянута как домашний зверь.
В документе речь шла о денежных штрафах, предполагаемых за хищение домашних животных. Разумеется, что величина штрафа в полной мере зависела от ценности украденного животного и косвенно определяла его стоимость: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна».
В старину гривна приравнивалась слитку серебра массой 205 граммов, а кун составлял 50-ю часть гривны. Таким образом, кошка, оцененная в три гривны, приравнивалась к незаменимому в хозяйстве волу, а также собаке. К слову, в три гривны оценивались три резвых молодых скакуна, целое стадо баранов или же три коровы. А вот, чтобы заработать 3 гривны, даже при очень высоком жаловании, положенном князем Ярославом строителям древнего киевского храма, надо было трудиться, не разгибая спины около двух месяцев.
Что любопытно, кошку в старину могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого народа имелось предостаточно. На редкостного зверя смотрели косо, так как был слишком подвижным и любознательным, с вредоносными и бесовскими повадками. Кошки шныряли по чужим погребам, чуланам да птичникам, пытаясь урвать лакомый кусок. Поэтому бедный люд считал, что от них исходит зло, и разумеется, совершенно не было грехом отплатить пронырам той же монетой.
Тем не менее, кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа в одну гривну преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.
Именно из-за своей дороговизны, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал заселять и в дома победнее.
Царские коты
Разумеется, прижились кошки и при императорских дворцах, кладовые помещения которых также очень страдали от грызунов. Жили они и в царских покоях, а с некоторых любимцев даже писали портреты. Так, в 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет любимого кота царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого. В Эрмитаже и по сей день хранится гравюра, которую выполнил с графического рисунка чешский художник Вацлав Холлар.
У Петра I был также любимый кот по кличке Василий. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Царь, сразу же оценив пользу, приносимую этими животными, тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».
А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору доставить из Казани специально для Зимнего дворца 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. В то время считалось, что казанские зверьки - лучшие крысоловы.
А вот Екатерина II, хотя и не особо жаловала кошек, возложила на них еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только кладовые со съестными припасами, но и произведения искусства, написанные маслом. Именно с того времени коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не менее, чем шедевры живописи или скульптуры.
А также императрица, придав животным новый статус, повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет». К «комнатным» относились избранные, которые хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой. В основном к таковым относились кошки породы русская голубая.
Кошка - хозяйка в крестьянских избах, на рынках и любимый персонаж народного фольклора
И лишь концу XVIII столетия кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они хозяйничали не только при церквях, дворцах и домах богачей, но и массово появились в избах крестьян.
В городах кошки также "были при деле". "Работая" в основном на рынках, им жилось достаточно вольготно и сыто. Так, литератор Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали и гордились своими охранниками товара. Сытым, огромным котам даже разрешалось сидеть на прилавках. А между самими торговцами это было вроде состязания — у кого кот толще.
Именно с того времени полюбившиеся всем ценные животные стали не только персонажами русского народного фольклора и литературы, а также значимыми образами изобразительного искусства. И что любопытно, когда в 1853 году русский писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», выяснилось, что кошки упомянуты в нем 75 пословицах.
Как коты Ленинград спасли
Мало кто знает, но после снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной, кошки буквально спасли город от нашествия крыс. В блокадное время почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Вследствие чего город быстро наводнили крысы, что привело к ужасающим последствиям. Советский литератор Леонид Пантелеев в блокадном дневнике сделал запись: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей». Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а зарплата сторожа составляла 120 рублей.
В апреле 1943 года, после снятия блокады, правительством было принято экстренное решение - в Ленинград завезти пять тысяч дымчатых котов из Ярославля, а немногим позже - эшелон котов из Сибири. "Мяукающая дивизия" четырехлапых бойцов была распределена по музеям, подвалам и уцелевшим жилым домам города. Через некоторое время Северная столица, благодаря кошкам, была очищена от грызунов.
К слову сказать, коты до сих пор состоят на "службе" при Питерском Эрмитаже, охраняя подвалы и запасники, где хранятся художественные экспонаты. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, приезжая Петербург.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, давая интервью «Литературной газете» в 2014 году, отметил: «Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». И они действительно это заслужили...
Вот так, постепенно кошка в России стала хранительницей дома, приобретя славу вещуньи будущего и проводницы в потусторонний мир.
#ТайныИстории
— А кормить могло бы себя само, охотиться, — добавила Девана — Богиня Охоты.
— И пушистое, чтобы детям — как живая игрушка была. Дети, играя, будут учиться любить живых существ, — Богиня Лада, как всегда, была полна заботы о воспитании детей.
— Ого! Игрушка! — возразила Богиня Девана. — Это же охотник будет, с когтями и зубами, да поострее! И двигался должен безшумно!
Бог Родъ обратился к сыну Сварогу:
— Сын мой, Сварогъ. Как помирить женщин? И ласковый чтоб был, и чтобы с детьми играл, и когти с острыми зубами всегда наготове были?
— Это так сразу и не сообразишь, — помедлил с ответом Бог Сварогъ.
— А если спрятать когти в лапки? — только хитроумный Бог Велесъ умел находить решение, устраивающее всех. — Тогда, пока ласкают его, когти будут спрятаны, начнут обижать — зубы и когти в дело пойдут. Быстро дети отучатся от жестокости, когда отпор будут получать.
— Да, — согласилась Лада, — это всем подходит. Ты, как, Девана, считаешь?
Своенравной Деване тут уж нечего было возразить,...Ещё— А кормить могло бы себя само, охотиться, — добавила Девана — Богиня Охоты.
— И пушистое, чтобы детям — как живая игрушка была. Дети, играя, будут учиться любить живых существ, — Богиня Лада, как всегда, была полна заботы о воспитании детей.
— Ого! Игрушка! — возразила Богиня Девана. — Это же охотник будет, с когтями и зубами, да поострее! И двигался должен безшумно!
Бог Родъ обратился к сыну Сварогу:
— Сын мой, Сварогъ. Как помирить женщин? И ласковый чтоб был, и чтобы с детьми играл, и когти с острыми зубами всегда наготове были?
— Это так сразу и не сообразишь, — помедлил с ответом Бог Сварогъ.
— А если спрятать когти в лапки? — только хитроумный Бог Велесъ умел находить решение, устраивающее всех. — Тогда, пока ласкают его, когти будут спрятаны, начнут обижать — зубы и когти в дело пойдут. Быстро дети отучатся от жестокости, когда отпор будут получать.
— Да, — согласилась Лада, — это всем подходит. Ты, как, Девана, считаешь?
Своенравной Деване тут уж нечего было возразить, и она кивнула, соглашаясь. Бог Родъ ещё что-то прилепил, огладил получившееся изделие и подал знак, требующий внимания:
— Так, смотрите. Вот, что у нас получилось!
Получился прелагатай — посланец Богов, разведчик неведомого, соглядатай невидимого. Вот такой длины, — Бог Родъ немного развёл руки. — Вот такой высоты, — руки слегка приподнялись над столом.
— Вот такой ужины, — длани Бога Рода слегка раздвинулись. — Тело гибкое, шкурка пушистая, мягкая, шаг неслышный, слух острый, слышит неслышимое, взгляд загадочный, полон чар и магии, хорошо видит Богов и существ из остальных миров, любит магов, чародеев и темноту, в крови течёт ярилин хмель и плодовитость, любит приходить ниоткуда, уходить в никуда.
С помощью этого существа Боги могут общаться между собой, делиться известиями. Но даже Бог — Хозяин, не должен ему приказывать, может только просить что-то сделать, так как существо имеет собственный независимый разум, и вправе поступать так, как считает нужным. Оно подчиняется только воле Создателя Всего Сущего, то есть мне. И всё, что узнаёт разведчик, тут же становится известным мне и Богу Сварогу, моему заместителю, независимо от того, кто хозяин этого существа. С любыми тайнами от меня и Бога Сварога — покончено.
Бог Родъ зорко глянул на детей и внуков:
— Что-нибудь ещё предложите?
— Да, неплохо бы называть как-то. А то существо и всё, неясно как-то, — предложил Даждьбогъ — Бог Света. Он любил порядок во всём и не любил темноту.
— Правильно, — поддержал Хорсъ — Бог Солнца. Он всегда поддерживал Даждьбога.
— А как назовём? — это Стрибогъ — Бог Ветра и пространства, проникая во все щёлки, любил задавать вопросы.
Родъ-Прародитель подумал и предложил:
— Давайте назовём в честь Богини Макоши, которая первая это придумала.
— Да, — раздумчиво сказал Бог Велесъ. — Ты, Батюшка Родъ, кого создал? Это и помощник Богов, и маг, и вестник — всё в одном звере [2] объединилось, как в Судьбе, которая ещё называется КОШ и вмещает многое — и Рок ти Уроки и Предназначение. Значит, этого зверя можно так и назвать — Кош, в честь Матери Коша — Макоши. Но так, как зверь будет тесно связан с Богом Родомъ и Его сыном — Сварогомъ, то добавим руну «Союз, Единение» - «Ка». Получаем Кош Ка. А уж каждый Бог — Хозяин будет выбирать для своей кошки то имя, какое захочет. Всем понравилось название нового зверя.
— Кошка, кошка, кошка…— с разными интонациями смаковали Боги новое слово.
Оно вместило всё — и цель создания, и все, на что способен зверь. Слово текло, ускользая и исчезая. Но, в то же время, в слове зримо ощущалась гибкость зверя и шёлковистость его шкуры. За ним скрывалась тайна. Бог Родъ был доволен. Он любил творчество. Создание же такого зверя, как кошка, превосходило всё ранее созданное — объём малый, а столько зало...Ещё— Да, — раздумчиво сказал Бог Велесъ. — Ты, Батюшка Родъ, кого создал? Это и помощник Богов, и маг, и вестник — всё в одном звере [2] объединилось, как в Судьбе, которая ещё называется КОШ и вмещает многое — и Рок ти Уроки и Предназначение. Значит, этого зверя можно так и назвать — Кош, в честь Матери Коша — Макоши. Но так, как зверь будет тесно связан с Богом Родомъ и Его сыном — Сварогомъ, то добавим руну «Союз, Единение» - «Ка». Получаем Кош Ка. А уж каждый Бог — Хозяин будет выбирать для своей кошки то имя, какое захочет. Всем понравилось название нового зверя.
— Кошка, кошка, кошка…— с разными интонациями смаковали Боги новое слово.
Оно вместило всё — и цель создания, и все, на что способен зверь. Слово текло, ускользая и исчезая. Но, в то же время, в слове зримо ощущалась гибкость зверя и шёлковистость его шкуры. За ним скрывалась тайна. Бог Родъ был доволен. Он любил творчество. Создание же такого зверя, как кошка, превосходило всё ранее созданное — объём малый, а столько заложено!
Родъ-Прародитель снова сосредоточился, и на рабочем столе возник небольшой зверёк с серой в полоску, лоснящейся шкуркой. Бог Родъ погладил зверька, под ладонью потрескивали и разлетались синие искры.
— Вот вам и кошка! — весело провозгласил Он. — Существо первое. Какие будут замечания? — осведомился Прародитель, по-прежнему ласково поглаживая кошку.
Та вдруг хищно потянулась, сверкнули зелёные глаза с вертикальными зрачками, неуловимым движением кошка свернулась в клубок и вдруг замурлыкала — громко, размеренно, удивительно успокаивающе. Все пришли в восторг. Бог Родъ поднял кошку, ещё раз ласково погладил и передал её Богине Макоши.
— Получай, Мать Коша, свой инструмент! По твоей просьбе создан, ты и будешь Богиней-Покровительницей кошек. Все Роки, Уроки и Судьбы в твоих руках, добавим ещё и судьбы кошачьи.
Богиня Макошь бережно приняла кошку, та уютно устроилась у неё на коленях и довольно заурчала. Бог Родъ снова вернулся к рабочему столу. Под его руками на этот раз возникла кошка с чёрной гладкой шкуркой. Она открыла глаза удивительного янтарного цвета, огляделась и прямо со стола перепрыгнула, как перелетела, настолько был стремителен этот прыжок, прямо в руки Бога Велеса.
— Ого! — восхитился Бог Родъ, — эта сама хозяина выбрала!
И началось созидание!
Под руками Прародителя возникали новые кошки: чёрные, полосатые, рыжие. Боги разбирали их, как блины в праздник Комоедицы. Морена — Богиня Зимы и Смерти, закапризничала:
— Хочу беленькую и пушистую, с голубыми глазами!
Все удивились.
— Тебе лучше подойдёт чёрная, вот как у меня! — на коленях у Чернобога разлёгся здоровенный чёрный котище.
— Я для всей Нави таких разведу. Всем магам и чародеям велю магические ритуалы с участием чёрных кошек совершать. Очень впечатляюще получится!
— Нет! — заупрямилась Морена.— Хочу беленькую под цвет моей зимней шубки! И глазки голубенькие, как Небеса в ясный морозный денёк! Батюшка Родъ, ну, пожалуйста!
Когда Богиня Морена пускала в ход просительную улыбку, никто, даже Родъ-Прародитель, не мог ей противиться.
— Да будет так, — добродушно отозвался Небесный Отец. И вот уже Богиня Морена ласкает белоснежную пушистую красавицу с голубыми глазами.
Бог Ярила, который...Ещё— Ого! — восхитился Бог Родъ, — эта сама хозяина выбрала!
И началось созидание!
Под руками Прародителя возникали новые кошки: чёрные, полосатые, рыжие. Боги разбирали их, как блины в праздник Комоедицы. Морена — Богиня Зимы и Смерти, закапризничала:
— Хочу беленькую и пушистую, с голубыми глазами!
Все удивились.
— Тебе лучше подойдёт чёрная, вот как у меня! — на коленях у Чернобога разлёгся здоровенный чёрный котище.
— Я для всей Нави таких разведу. Всем магам и чародеям велю магические ритуалы с участием чёрных кошек совершать. Очень впечатляюще получится!
— Нет! — заупрямилась Морена.— Хочу беленькую под цвет моей зимней шубки! И глазки голубенькие, как Небеса в ясный морозный денёк! Батюшка Родъ, ну, пожалуйста!
Когда Богиня Морена пускала в ход просительную улыбку, никто, даже Родъ-Прародитель, не мог ей противиться.
— Да будет так, — добродушно отозвался Небесный Отец. И вот уже Богиня Морена ласкает белоснежную пушистую красавицу с голубыми глазами.
Бог Ярила, который по многим причинам недолюбливал Богиню Морену, тихонько пробурчал, поглаживая своего рыжего, под стать цвету его волос, громадного кота:
— Посмотрим, посмотрим, какие котятки у твоей белянки пойдут!
— Да уж не рыжие! Пусть лучше чёрные! — парировала Богиня Морена.
Все насмешливо наблюдали этот вечный спор весеннего Солнца и уходящей Зимы. Но тут Бог Чуръ — Хранитель рода людей в мире Яви, — скромно спросил:
— А как будет в Явном мире, у людей? У них тоже будут кошки?
— Конечно, — отозвался Бог Родъ, — Как же мир Яви без кошек? Нужно же нам знать, что там делается, в этой Яви? Вот, выбирай парочку, кота да кошечку, а там они быстро расплодятся.
Бог Чуръ помедлил немного, помолчал, а потом неожиданно для всех попросил:
— А можно ещё кое-что в кошку добавить? Чтобы, к примеру, кошки ещё и охраняли людей.
Вот огонь в очаге, — Бог Чуръ обратился к Богу Огня — Семарглу. — Не обижайся, Семаргл, но сын твой, Агуня, не всегда послушным бывает. Нет-нет, да и вырвется на волю. А люди спят. Так вот, чтоб кошки могли бы получать сигнал, что Бог намерен пошалить, да и вывести людей из избы. Или, бывает, лютый Змей под Землёй заворочается, а на Земле — беда нахлынет: избы рушатся, реки разливаются. Кошки почувствовали бы первыми его шевеленье, предупредили бы людей. Да мало ли чего бывает…
Бог Родъ мысленно подумал: «Да, Чуръ дело говорит! Нужно ещё кое-что доделать».
— Правильно, Чуръ. Я специально для Яви сделаю особых кошек — хранительниц домашнего очага.
Все у них будет так, как у кошек миров Нави, Слави и Прави, но и ещё важные качества — хранить и любить жилище, в котором они поселятся, погоду предсказывать, о гостях предупреждать, всякую нечисть разгонять, а с домовыми дружить, оба одно дело будут делать — благость в жилище охранять. Бог Родъ снова начал что-то лепить, добавлять, приглаживать.
— Ну, вот, сварганил! Существо второе, улучшенное! Это — специальные кошки для мира Яви.
На столе сидел шикарный серый кот, тщательно вылизывающий шкурку.
— Ух ты! — восхитился кто-то. — Какой красавец!
— А вот ему и подружка нарядная.
Движение рук — и появилась кошечка с интересной окраской — трёхцветной.
— Трёхцветная кошка-богатейка счастье и богатство в дом принесёт, и от пожара обережет, и злых людей отвадит, — пояснил Родъ-Прародитель. — Забирай подарок, Чуръ.
Тот подхватил кошек и как-то незаметно исчез. Бог Родъ улыб...ЕщёА вслух сказал:
— Правильно, Чуръ. Я специально для Яви сделаю особых кошек — хранительниц домашнего очага.
Все у них будет так, как у кошек миров Нави, Слави и Прави, но и ещё важные качества — хранить и любить жилище, в котором они поселятся, погоду предсказывать, о гостях предупреждать, всякую нечисть разгонять, а с домовыми дружить, оба одно дело будут делать — благость в жилище охранять. Бог Родъ снова начал что-то лепить, добавлять, приглаживать.
— Ну, вот, сварганил! Существо второе, улучшенное! Это — специальные кошки для мира Яви.
На столе сидел шикарный серый кот, тщательно вылизывающий шкурку.
— Ух ты! — восхитился кто-то. — Какой красавец!
— А вот ему и подружка нарядная.
Движение рук — и появилась кошечка с интересной окраской — трёхцветной.
— Трёхцветная кошка-богатейка счастье и богатство в дом принесёт, и от пожара обережет, и злых людей отвадит, — пояснил Родъ-Прародитель. — Забирай подарок, Чуръ.
Тот подхватил кошек и как-то незаметно исчез. Бог Родъ улыбнулся ему вслед:
— Ишь, заторопился, людской заступник. Молодец. Всем Богам нужно о людях думать, а не только Богу Чуру. Не будет людей — не понадобятся и Боги.
— Как это? — опять встрял Стрибогъ — Бог Ветра и Пространства.
— А подумай на досуге. Или Отца спроси, он знает.
Родъ-Прародитель не любил, когда его перебивали, особенно, так легкомысленно, лишь бы спросить. Все умолкли, продолжая поглаживать зверьков, уютно устроившихся на коленях. Комната наполнилась негромким урчанием кошек, и незаметно все Боги ощутили чувство полного единения и согласия. Боги Родъ и Сварогъ переглянулись. Бог Велесъ перехватил этот обмен взглядами.
— Да, «инструмент» что надо! — подтвердил он. — Хорошо сработано, Батюшка Родъ!
Тот довольно улыбнулся:
— Всё, дети мои! Пора мне на покой! — и ушёл, не оглядываясь.
Вот так по Воле Рода-Прародителя, по желанию Макоши — Богини Судьбы, были созданы кошки — разведчики, посланцы, соглядатаи Богов, магические и таинственные звери, но, в то же время, — хранители очага и жилища, в котором они решали поселиться. И вот тогда-то, благодаря кошкам, возникла пословица: «Бог всё видит, всё слышит, всё знает».
Дед Матвей многозначительно замолчал, ожидая отклика. Но мы молчали, а на заборе всё ещё сидели три кошки и, не отрываясь, внимательно следили за людьми. Вот чужая кошка равнодушно отвернулась, зевнула, показав острые зубки, и вдруг исчезла.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 23
— И пушистое, чтобы детям — как живая игрушка была. Дети, играя, будут учиться любить живых существ, — Богиня Лада, как всегда, была полна заботы о воспитании детей.
— Ого! Игрушка! — возразила Богиня Девана. — Это же охотник будет, с когтями и зубами, да поострее! И двигался должен безшумно!
Бог Родъ обратился к сыну Сварогу:
— Сын мой, Сварогъ. Как помирить женщин? И ласковый чтоб был, и чтобы с детьми играл, и когти с острыми зубами всегда наготове были?
— Это так сразу и не сообразишь, — помедлил с ответом Бог Сварогъ.
— А если спрятать когти в лапки? — только хитроумный Бог Велесъ умел находить решение, устраивающее всех. — Тогда, пока ласкают его, когти будут спрятаны, начнут обижать — зубы и когти в дело пойдут. Быстро дети отучатся от жестокости, когда отпор будут получать.
— Да, — согласилась Лада, — это всем подходит. Ты, как, Девана, считаешь?
Своенравной Деване тут уж нечего было возразить,...Ещё— А кормить могло бы себя само, охотиться, — добавила Девана — Богиня Охоты.
— И пушистое, чтобы детям — как живая игрушка была. Дети, играя, будут учиться любить живых существ, — Богиня Лада, как всегда, была полна заботы о воспитании детей.
— Ого! Игрушка! — возразила Богиня Девана. — Это же охотник будет, с когтями и зубами, да поострее! И двигался должен безшумно!
Бог Родъ обратился к сыну Сварогу:
— Сын мой, Сварогъ. Как помирить женщин? И ласковый чтоб был, и чтобы с детьми играл, и когти с острыми зубами всегда наготове были?
— Это так сразу и не сообразишь, — помедлил с ответом Бог Сварогъ.
— А если спрятать когти в лапки? — только хитроумный Бог Велесъ умел находить решение, устраивающее всех. — Тогда, пока ласкают его, когти будут спрятаны, начнут обижать — зубы и когти в дело пойдут. Быстро дети отучатся от жестокости, когда отпор будут получать.
— Да, — согласилась Лада, — это всем подходит. Ты, как, Девана, считаешь?
Своенравной Деване тут уж нечего было возразить, и она кивнула, соглашаясь. Бог Родъ ещё что-то прилепил, огладил получившееся изделие и подал знак, требующий внимания:
— Так, смотрите. Вот, что у нас получилось!
Получился прелагатай — посланец Богов, разведчик неведомого, соглядатай невидимого. Вот такой длины, — Бог Родъ немного развёл руки. — Вот такой высоты, — руки слегка приподнялись над столом.
— Вот такой ужины, — длани Бога Рода слегка раздвинулись. — Тело гибкое, шкурка пушистая, мягкая, шаг неслышный, слух острый, слышит неслышимое, взгляд загадочный, полон чар и магии, хорошо видит Богов и существ из остальных миров, любит магов, чародеев и темноту, в крови течёт ярилин хмель и плодовитость, любит приходить ниоткуда, уходить в никуда.
С помощью этого существа Боги могут общаться между собой, делиться известиями. Но даже Бог — Хозяин, не должен ему приказывать, может только просить что-то сделать, так как существо имеет собственный независимый разум, и вправе поступать так, как считает нужным. Оно подчиняется только воле Создателя Всего Сущего, то есть мне. И всё, что узнаёт разведчик, тут же становится известным мне и Богу Сварогу, моему заместителю, независимо от того, кто хозяин этого существа. С любыми тайнами от меня и Бога Сварога — покончено.
Бог Родъ зорко глянул на детей и внуков:
— Что-нибудь ещё предложите?
— Да, неплохо бы называть как-то. А то существо и всё, неясно как-то, — предложил Даждьбогъ — Бог Света. Он любил порядок во всём и не любил темноту.
— Правильно, — поддержал Хорсъ — Бог Солнца. Он всегда поддерживал Даждьбога.
— А как назовём? — это Стрибогъ — Бог Ветра и пространства, проникая во все щёлки, любил задавать вопросы.
Родъ-Прародитель подумал и предложил:
— Давайте назовём в честь Богини Макоши, которая первая это придумала.
— Кошка, кошка, кошка…— с разными интонациями смаковали Боги новое слово.
Оно вместило всё — и цель создания, и все, на что способен зверь. Слово текло, ускользая и исчезая. Но, в то же время, в слове зримо ощущалась гибкость зверя и шёлковистость его шкуры. За ним скрывалась тайна. Бог Родъ был доволен. Он любил творчество. Создание же такого зверя, как кошка, превосходило всё ранее созданное — объём малый, а столько зало...Ещё— Да, — раздумчиво сказал Бог Велесъ. — Ты, Батюшка Родъ, кого создал? Это и помощник Богов, и маг, и вестник — всё в одном звере [2] объединилось, как в Судьбе, которая ещё называется КОШ и вмещает многое — и Рок ти Уроки и Предназначение. Значит, этого зверя можно так и назвать — Кош, в честь Матери Коша — Макоши. Но так, как зверь будет тесно связан с Богом Родомъ и Его сыном — Сварогомъ, то добавим руну «Союз, Единение» - «Ка». Получаем Кош Ка. А уж каждый Бог — Хозяин будет выбирать для своей кошки то имя, какое захочет. Всем понравилось название нового зверя.
— Кошка, кошка, кошка…— с разными интонациями смаковали Боги новое слово.
Оно вместило всё — и цель создания, и все, на что способен зверь. Слово текло, ускользая и исчезая. Но, в то же время, в слове зримо ощущалась гибкость зверя и шёлковистость его шкуры. За ним скрывалась тайна. Бог Родъ был доволен. Он любил творчество. Создание же такого зверя, как кошка, превосходило всё ранее созданное — объём малый, а столько заложено!
Родъ-Прародитель снова сосредоточился, и на рабочем столе возник небольшой зверёк с серой в полоску, лоснящейся шкуркой. Бог Родъ погладил зверька, под ладонью потрескивали и разлетались синие искры.
— Вот вам и кошка! — весело провозгласил Он. — Существо первое. Какие будут замечания? — осведомился Прародитель, по-прежнему ласково поглаживая кошку.
Та вдруг хищно потянулась, сверкнули зелёные глаза с вертикальными зрачками, неуловимым движением кошка свернулась в клубок и вдруг замурлыкала — громко, размеренно, удивительно успокаивающе. Все пришли в восторг. Бог Родъ поднял кошку, ещё раз ласково погладил и передал её Богине Макоши.
— Получай, Мать Коша, свой инструмент! По твоей просьбе создан, ты и будешь Богиней-Покровительницей кошек. Все Роки, Уроки и Судьбы в твоих руках, добавим ещё и судьбы кошачьи.
Богиня Макошь бережно приняла кошку, та уютно устроилась у неё на коленях и довольно заурчала. Бог Родъ снова вернулся к рабочему столу. Под его руками на этот раз возникла кошка с чёрной гладкой шкуркой. Она открыла глаза удивительного янтарного цвета, огляделась и прямо со стола перепрыгнула, как перелетела, настолько был стремителен этот прыжок, прямо в руки Бога Велеса.
И началось созидание!
Под руками Прародителя возникали новые кошки: чёрные, полосатые, рыжие. Боги разбирали их, как блины в праздник Комоедицы. Морена — Богиня Зимы и Смерти, закапризничала:
— Хочу беленькую и пушистую, с голубыми глазами!
Все удивились.
— Тебе лучше подойдёт чёрная, вот как у меня! — на коленях у Чернобога разлёгся здоровенный чёрный котище.
— Я для всей Нави таких разведу. Всем магам и чародеям велю магические ритуалы с участием чёрных кошек совершать. Очень впечатляюще получится!
— Нет! — заупрямилась Морена.— Хочу беленькую под цвет моей зимней шубки! И глазки голубенькие, как Небеса в ясный морозный денёк! Батюшка Родъ, ну, пожалуйста!
Когда Богиня Морена пускала в ход просительную улыбку, никто, даже Родъ-Прародитель, не мог ей противиться.
— Да будет так, — добродушно отозвался Небесный Отец. И вот уже Богиня Морена ласкает белоснежную пушистую красавицу с голубыми глазами.
Бог Ярила, который...Ещё— Ого! — восхитился Бог Родъ, — эта сама хозяина выбрала!
И началось созидание!
Под руками Прародителя возникали новые кошки: чёрные, полосатые, рыжие. Боги разбирали их, как блины в праздник Комоедицы. Морена — Богиня Зимы и Смерти, закапризничала:
— Хочу беленькую и пушистую, с голубыми глазами!
Все удивились.
— Тебе лучше подойдёт чёрная, вот как у меня! — на коленях у Чернобога разлёгся здоровенный чёрный котище.
— Я для всей Нави таких разведу. Всем магам и чародеям велю магические ритуалы с участием чёрных кошек совершать. Очень впечатляюще получится!
— Нет! — заупрямилась Морена.— Хочу беленькую под цвет моей зимней шубки! И глазки голубенькие, как Небеса в ясный морозный денёк! Батюшка Родъ, ну, пожалуйста!
Когда Богиня Морена пускала в ход просительную улыбку, никто, даже Родъ-Прародитель, не мог ей противиться.
— Да будет так, — добродушно отозвался Небесный Отец. И вот уже Богиня Морена ласкает белоснежную пушистую красавицу с голубыми глазами.
Бог Ярила, который по многим причинам недолюбливал Богиню Морену, тихонько пробурчал, поглаживая своего рыжего, под стать цвету его волос, громадного кота:
— Посмотрим, посмотрим, какие котятки у твоей белянки пойдут!
— Да уж не рыжие! Пусть лучше чёрные! — парировала Богиня Морена.
Все насмешливо наблюдали этот вечный спор весеннего Солнца и уходящей Зимы. Но тут Бог Чуръ — Хранитель рода людей в мире Яви, — скромно спросил:
— А как будет в Явном мире, у людей? У них тоже будут кошки?
— Конечно, — отозвался Бог Родъ, — Как же мир Яви без кошек? Нужно же нам знать, что там делается, в этой Яви? Вот, выбирай парочку, кота да кошечку, а там они быстро расплодятся.
Бог Чуръ помедлил немного, помолчал, а потом неожиданно для всех попросил:
— А можно ещё кое-что в кошку добавить? Чтобы, к примеру, кошки ещё и охраняли людей.
Вот огонь в очаге, — Бог Чуръ обратился к Богу Огня — Семарглу. — Не обижайся, Семаргл, но сын твой, Агуня, не всегда послушным бывает. Нет-нет, да и вырвется на волю. А люди спят. Так вот, чтоб кошки могли бы получать сигнал, что Бог намерен пошалить, да и вывести людей из избы. Или, бывает, лютый Змей под Землёй заворочается, а на Земле — беда нахлынет: избы рушатся, реки разливаются. Кошки почувствовали бы первыми его шевеленье, предупредили бы людей. Да мало ли чего бывает…
Бог Родъ мысленно подумал: «Да, Чуръ дело говорит! Нужно ещё кое-что доделать».
— Правильно, Чуръ. Я специально для Яви сделаю особых кошек — хранительниц домашнего очага.
Все у них будет так, как у кошек миров Нави, Слави и Прави, но и ещё важные качества — хранить и любить жилище, в котором они поселятся, погоду предсказывать, о гостях предупреждать, всякую нечисть разгонять, а с домовыми дружить, оба одно дело будут делать — благость в жилище охранять. Бог Родъ снова начал что-то лепить, добавлять, приглаживать.
— Ну, вот, сварганил! Существо второе, улучшенное! Это — специальные кошки для мира Яви.
На столе сидел шикарный серый кот, тщательно вылизывающий шкурку.
— Ух ты! — восхитился кто-то. — Какой красавец!
— А вот ему и подружка нарядная.
Движение рук — и появилась кошечка с интересной окраской — трёхцветной.
— Трёхцветная кошка-богатейка счастье и богатство в дом принесёт, и от пожара обережет, и злых людей отвадит, — пояснил Родъ-Прародитель. — Забирай подарок, Чуръ.
Тот подхватил кошек и как-то незаметно исчез. Бог Родъ улыб...ЕщёА вслух сказал:
— Правильно, Чуръ. Я специально для Яви сделаю особых кошек — хранительниц домашнего очага.
Все у них будет так, как у кошек миров Нави, Слави и Прави, но и ещё важные качества — хранить и любить жилище, в котором они поселятся, погоду предсказывать, о гостях предупреждать, всякую нечисть разгонять, а с домовыми дружить, оба одно дело будут делать — благость в жилище охранять. Бог Родъ снова начал что-то лепить, добавлять, приглаживать.
— Ну, вот, сварганил! Существо второе, улучшенное! Это — специальные кошки для мира Яви.
На столе сидел шикарный серый кот, тщательно вылизывающий шкурку.
— Ух ты! — восхитился кто-то. — Какой красавец!
— А вот ему и подружка нарядная.
Движение рук — и появилась кошечка с интересной окраской — трёхцветной.
— Трёхцветная кошка-богатейка счастье и богатство в дом принесёт, и от пожара обережет, и злых людей отвадит, — пояснил Родъ-Прародитель. — Забирай подарок, Чуръ.
Тот подхватил кошек и как-то незаметно исчез. Бог Родъ улыбнулся ему вслед:
— Ишь, заторопился, людской заступник. Молодец. Всем Богам нужно о людях думать, а не только Богу Чуру. Не будет людей — не понадобятся и Боги.
— Как это? — опять встрял Стрибогъ — Бог Ветра и Пространства.
— А подумай на досуге. Или Отца спроси, он знает.
Родъ-Прародитель не любил, когда его перебивали, особенно, так легкомысленно, лишь бы спросить. Все умолкли, продолжая поглаживать зверьков, уютно устроившихся на коленях. Комната наполнилась негромким урчанием кошек, и незаметно все Боги ощутили чувство полного единения и согласия. Боги Родъ и Сварогъ переглянулись. Бог Велесъ перехватил этот обмен взглядами.
— Да, «инструмент» что надо! — подтвердил он. — Хорошо сработано, Батюшка Родъ!
Тот довольно улыбнулся:
— Всё, дети мои! Пора мне на покой! — и ушёл, не оглядываясь.
Вот так по Воле Рода-Прародителя, по желанию Макоши — Богини Судьбы, были созданы кошки — разведчики, посланцы, соглядатаи Богов, магические и таинственные звери, но, в то же время, — хранители очага и жилища, в котором они решали поселиться. И вот тогда-то, благодаря кошкам, возникла пословица: «Бог всё видит, всё слышит, всё знает».
Дед Матвей многозначительно замолчал, ожидая отклика. Но мы молчали, а на заборе всё ещё сидели три кошки и, не отрываясь, внимательно следили за людьми. Вот чужая кошка равнодушно отвернулась, зевнула, показав острые зубки, и вдруг исчезла.
— Точно, — подтвердил дед и принялся потягивать свой душистый медовый чай.
Если не трудно!