Суворов был одиночкой по своей природе. Избегая общества, он говорил, что ему хватает и старых друзей, называя имена Цезаря, Аннибала, Вобана, Кегорна. А давним друзьям, как известно, грешно изменять с новыми. В общении с близкими Суворов проявлял себя чрезмерно придирчивым и суровым. Его близкий круг представлялся ему той же армией, которая должна строиться по определенным четким законам. В периоды двух временных отставок Суворов жил в родовом имении Кончанском, где в считанные дни успевал наводить такие порядки, что местные не забывали о них потом годами. Когда Суворов формировал из крепостных хор, то муштровал их до умопомрачения. Он привык во всем доходить до идеала. Те, кто были не готовы к таким суровым порядком, незамедлительно шли вон. По-армейски полководец разбирался и с личной жизнью. Женился он поздно, в 43 года. А уличив супругу в неверности, изгнал ее быстро, твердо и бесповоротно. Его современники рассказывали, что, занимаясь чисткой личного ружья, он любил повторять: «Жена моя в надлежащем виде».
Тонкая душа беспощадного командира: Суворов - вокалист и поэт
Суворов хорошо пел. Служивший с ним сержант вспоминал, что Александр Васильевич любил петь по нотам концерты Бортнянского. Он был лично знаком с самыми популярными на тот момент российскими музыкантами. Тот же Бортнянский посвятил два своих произведения полководцу. Первое – «Слава в вышних» - исполнялось в ходе встречи Суворова из Италии, а концерт «Живый в помощи Вышняго» прозвучал на похоронах полководца в исполнении всей придворной капеллы.
Совершал Суворов набеги и на литературу. Его труд «Наука побеждать» - довольно известная книга о взглядах опытного военного на обучение солдат, анализ тактики боя, изложение глубокой военной мысли. Но занимался Александр Васильевич и более изящным словотворчеством. В молодости, задолго до достигнутых карьерных высот, Суворов частенько присутствовал на собраниях любителей русского слова при кадетском корпусе. На тот момент русская литература только делала первые шаги. Ломоносов вернулся из Германии в Россию, вышла первая трагедия Сумарокова, думающая молодежь повально увлеклась русским словом. На литературных вечерах звучали всевозможные переводы зарубежных произведений, читались оригинальные произведения, подражания, высказывались мнения и создавались репутации. В этот период Суворов и сблизился с писателями Херасковым, Сумароковым, на суд которых он и вынес первый литературный опыт.
Сначала икона – потом императрица
Комментарии 19
Гениальный полководец знал и чувствовал, что может русский солдат. Тактика внезапной, стремительной атаки, напор всеми силами, хотя, иногда, несла за собой большие потери на первый взгляд, в конечном счёте, благодаря быстрой победе оборачивалась меньшей кровью, чем изнурительное долгое маневрирование с постоянными стычками, когда противник имел передышку и пополнение.