Русский царь и его посольство прибыло в Англию 11 января 1698 года. Это был период, когда Англия из малозначительной страны превращалась в крупного игрока на мировой арене. Война с Людовиком, главным врагом Англии, была прекращена (заключён Рисвикский мир), благодаря чему Король-Солнце остался в прежних границах. Уровень доходов страны от торговли был ещё пока ниже, чем у Франции с её плодородными землями. Но Англия выигрывала за счёт своего островного положения: тогда как народ Франции изнывал от жёсткого налогообложения, аккумулируемые средства с которого шли, в том числе, и на содержание системы крепостей, в Англии налоги не были столь сокрушительными, так как содержание флота обходилось дешевле содержания сухопутных войск и наземных укреплений.
Шло активное развитие торгового флота. Экономика страны была удивительно жизнестойкой и неуклонно укреплялась, а английский флот постепенно приближался к статусу «повелителя морей». Лондон предстал перед глазами русского царя огромным и очень развитым городом. Дело в том, что вся кипучая жизнь страны была сосредоточена в столице, а каждый десятый её житель был лондонцем. Город напоминал большой муравейник – такой же неутомимо деятельный и непрерывно деловито суетящийся. Богатый, оживлённый, грязный и даже опасный город удивлял своей двойственностью: успешно «соседствовали» в нем грубые нравы (пристрастие к кровавым зрелищам – публичным казням и телесным наказаниям, любовью к аттракционам с огнём, животными и карликами, высокий уровень преступности) и тяготение к культуре, изяществу и красоте.
Остановился государь вместе с лицами, его сопровождавшими сначала в самом Лондоне по улице Норфолк, в скромном маленьком доме с выходом к реке (там его неофициально посетил король), а позже поселился в Дептфорде, в изящном особняке Джона Эвлина (известного учёного-ботаника, садовода и автора исторических записок). Возле дома был разбит замысловато обустроенный и очень красивый парк – гордость хозяина. Его самого и всех, кто до этого жил здесь, попросили освободить дом на все время пребывания русского посольства.
Дом понравился Петру I своей вместительностью и тем, что из сада был выход к реке и верфи. Спустя три месяца, когда гости покинули место своего пребывания, хозяин дома обнаружил, что дому и саду нанесён небольшой ущерб: испорченная мебель, прострелянные картины, перепачканные ковры и стены, выломанные замки и печные изразцы, вытоптанная лужайка. Ущерб материальный был возмещён (350 фунтов) из государственной казны.
Чем Англия поразила русского царя
Нет комментариев