В приметах, поговорках Егория и Николая всегда ставили рядом, сравнивая «Егорий – с водой, Микола – с травой, Егорий – с теплом, а Микола – с кормом».
Николай Чудотворец был любимым святым сибирских крестьян и казаков, у него просили защиты и помощи во многих делах. В Качесово, Усть-Ишиме и некоторых других сёлах, где Никола был престольным праздником, он справлялся два-три дня. В Качесово, если лёд по Иртышу к этому времени не успел пройти, девушкам запрещалось водить круги (считали, что это может задержать ледоход). Тогда старушки выходили на берег реки и молили:
- Батюшка, батюшка,
Истинный Христос,
Помоги Иртышу пройтить,
Ледочку разломаться!
Если лёд к Миколе проходил, то пели и плясали, водили хороводы. У каждого хоровода, по воспоминаниям старожилов, было своё устройство, свои песни. Руководили старшие девушки или молодые женщины. У сибирских казаков в день святого Николая Чудотворца на площади перед станичным правлением накрывали общий стол с бесплатным угощеньем для всех собравшихся. С утра казаки в парадной форме выезжали верхом на парад, впереди следовали старейшие казаки и командиры. Атаман принимал парад. Казаки скакали по улицам с песнями. В церкви служили молебен, после которого устраивались джигитовка и угощение.
📚 РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК. Науч.-метод. пособие для работ. культуры и образ-я. / Отв. ред. М.А. Жигунова, Н.А. Томилов. - Омск, 2006
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев