Повсюду устраивали "проводы" Масленицы, из дома в дом ходили ряженые. У казаков наряжались цыганками, казашками, турками, стариками, старухами, козлами, надевали собачьи и бараньи головы, выворачивали шубы, шапки, надевали "ремки" (старую рваную одежду), рядились ведьмами, лошадьми. Крестьяне одевались остяками, чертями, женщины надевали чембары, рубахи, шапки, а мужчины - платья, платки, приделывали пышную грудь. Ряженые ходили по домам с гармошкой, пели, плясали, угощаясь праздничного стола.
Одним из основных событий "прощеного дня являлся масленичный поезд, который чаще всего состоял из одной или нескольких лошадей, запряженных в сани - розвальни, дровни (или бот - долбленую лодку). К саням могли привязать шкуру. Лошади в гриву вплетали солому и всякие "ремки", ленточки, на ного надевали пимы, чембары, мешки, старый шабур или шубу, на голову - старую шапку-ушанку, на шею вешали ботало, мочало, по бокам привязывали березовые веники, краской рисовали круги.
В северных районах масленичный поезд сооружали практически в каждой деревне, в южных - встретилось лишь единственное упоминание о нём - в Большом Атмасе, где жили сибирские казаки. По деревне могли возить и соломенное чучело, которое чаще всего изготавливали в виде женщины - в старом сарафане или юбке, изодранной кофтёнке, поношенном платке, с волосами из кудели. Вечером его раздирали, разбрасывая клочья по полю или сжигали.
У казачества проводы Масленицы выливались в простое сжигание соломы и сора, который выносили из изб и дворов. Масленичные костры стремились поднять повыше, иногда пучки соломы обвязывали верёвками, поджигали и верхом на лошади возили по станице. В Соляном горящую солому носили на палках, кое где по улицам носили горящее колесо. Масленичные костры жгли во всех районах Западной Сибири.
Тушили костры снегом, деревянные горки сжигали, а снежные разрушали и посыпали солью. В воскресенье вечером заканчивались масленичные гуляния, и люди, "прощаясь" перед Великим постом, ходили к родителям, старшим родственникам, крестным. Посидев за столом, вставали. кланялись в ноги и просили прощения за все обиды, причинённые в течение года, целовались. Встречая знакомых на улице, просили прощения и у них. Парни и девушки "прощались" на вечерках, после которых они не виделись в течение долгого времени, так как в пост веселиться и петь запрещалось.
📖 М.А. Жигунова, Н.А. Томилов "Русский народный праздник: Научно-методическое пособие для работников культуры и образования", Омск, Издательский дом "Наука", 2005 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев