Развитие связной речи — важный навык, помогающий ребенку выразить свои чувства и эмоции, наладить диалог с собеседником, облегчающий вхождение в социум. Предлагаем пять занимательных игр, которые помогут малышам весело и с пользой провести время. Они помогут расширить лексический запас, научат согласовывать слова в предложении, заложат основы критического мышления ребятишек.
1. Игра «Клубок»
Упражнение отлично развивает фонематический слух, закладывает основы формирования внимательности, учит проявлять выдержку.
Взрослому стоит усадить детей в круг и передать одному из них мяч http://www.techport.ru/katalog/products/igrushki/igraem-na-ulice/mjachiki/mjach-shantou-gepai-63609 , назвав какое-нибудь слово (существительное в единственном числе). Ребенку, получившему мяч, предстоит назвать иное слово, начинающееся на последний слог предыдущего, и передать мяч следующему игроку. Тот, в свою очередь, произносит новое слово, начало которого совпадает с финальным слогом сказанного. Так происходит до тех пор, пока мяч не возвращается к первому игроку. Если детей немного, можно повторить цикл несколько раз. Примерная цепочка слов: лиса — санки — кино — нокаут — утро — ромашка — картина — награда и т.д.
В начальной стадии игры взрослому желательно помогать детям произносить слова, четко выделяя их последние слоги. Затем, по мере привыкания детей, наставник лишь изредка помогает ребятам, когда они сами не могут справиться.
2. Игра «Угадай-ка»
Для игры понадобится набор картинок, количество которых не меньше числа участников. Желательно подобрать карточки с изображением одного предмета.
Взрослый складывает картинки в предварительно украшенную коробку или шкатулку, с которой появляется пред детьми. Затем говорит, что коробка эта не простая, а волшебная, и в ней спрятаны подарки для собравшихся.
Получить презент сможет лишь тот, кто умеет хранить секреты.
Ведущий спрашивает у малышей, под силу ли им сохранять молчание. Получив утвердительный ответ, предлагает каждому ребенку достать одну из картинок, перевернутыми тыльными сторонами вверх и никому не говорить, что там нарисовано. Затем интересуется у ребят, хотелось бы им узнать, кто что получил? Услышав в ответ «да», взрослый замечает, что показывать подарки запрещено, однако про них можно рассказать, не называя слова-подарка. В качестве примера ведущий описывает рисунок, изображенный на его карточке, демонстрируя ребятам примерный план описания. После того, как подарок будет угадан, ведущий показывает его изображение.
Таким образом каждый участник рассказывает, что нарисовано на его карточке, остальные игроки отгадывают изображенный предмет.
3. Игра «Фантазеры»
Взрослый предлагает детям пофантазировать на предложенную тему, продолжив развить ее.
В качестве начальных предложений можно предложить такие фразы: «Когда я стану волшебником, я сделаю так, что…», «Если я стану невидимым, смогу…», «Если все время будет идти дождь, то…», «Если солнце перестанет всходить по утрам, то…», «Если все взрослые превратятся в детей, то…», «Если все время будет лето, то…».
Игра не только формирует связную речь, но развивает навыки синтеза и анализа.
4. Игра «Что ты знаешь об этом предмете?»
Ведущий показывает карточку с изображением предмета или называет слово, его обозначающее. Затем задает детям вопрос: «Какой это предмет?». Игрокам предстоит назвать как можно больше признаков, которыми обладает названный или нарисованный предмет.
Затем задание можно усложнить, задав вопросы «Что умеет делать этот предмет?» или «Для чего нужен этот предмет?»
5. Игра «Закончи предложение»
Игра расширяет словарный запас, учит сопоставлять предметы и явления, ориентироваться в парах противоположностей.
Взрослый рассказывает о Незнайке, который пришел на урок и стал писать диктант. Поскольку он был не очень внимательным, то не успел закончить некоторые предложения.
Ведущий предлагает детям помочь Незнайке и завершить фразы, которые не удалось записать нерадивому ученику. В качестве примера можно использовать следующие предложения:
Лимон кислый, а шоколад — …
Чайник горячий, а мороженое — …
Кирпич тяжелый, а пушинка — …
Куст низкий, а дерево — …
Озеро глубокое, а лужа — ...
Подушка мягкая, а стол — ...
#дети #Техпорт #Techport


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев