100 000 велосипедов Российской империи: как работал самый большой велозавод нашей страны
В будущем году этому предприятию исполнилось бы 140 лет, если бы его историю не прервала Октябрьская революция.
Сейчас странно думать, что велосипедная промышленность николаевской России держалась, по большому счету, на одном человеке.
Спортсмен, инженер и предприниматель: что и говорить, Александр Лейтнер владел редким сочетанием качеств. Живя во второй половине 20 века, он, как и многие талантливые люди того времени, с энтузиазмом включился в развитие нового вида транспорта – велосипеда, основав в 1886 году собственную фабрику в Риге.
Завод «Россия»
Дело начиналось со всего 3 рабочих, собиравших велосипеды «паук». Но вы бы не узнали завод и его модельный ряд десять лет спустя, когда в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская выставка-ярмарка. На нее Лейтнер привез 12 моделей: десять дорожных и два гоночных. А всего к тому времени фирма выпускала 15 моделей. Фабрика носила гордое название «Россия».
К тому времени с «пауков» Лейтнер перешел на велосипеды типа «сафити» – современный тип с рамой в форме бриллианта и колесами одинакового диаметра. Он с удовольствием пробовал новые концепции: тандем, триплет и даже квадриплет (четырехместный велосипед), карданный вал вместо цепи. И даже сам изобретал: в 1908 году велосипеды «Россия» получили заднюю втулку со свободным ходом и ножным тормозом.
В России существовали и другие производители, но рижское предприятие было на порядок крупнее любого из них.
С 1913 года именно этот завод, к тому времени переименованный в «Лейтнер», стал делать велосипеды для русской армии вошедшего в историю типа «Дукс-Боевой».
Завод просуществовал 31 год, но революция оборвала его историю. Менее двух десятков из 100 тысяч сделанных на нем велосипедов сохранились до наших дней.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1