Игра создает комфортные условия для дошкольников на логопедических занятиях и превращает монотонную работу в увлекательную деятельность. В результате ребенок сам понимает необходимость приобретения новых знаний и овладения различными навыками и умениями. В процессе игры у ребенка развиваются познавательные способности, саморегуляция (внимание, память, воображение). Если на занятиях он выполняет задания взрослого, то в игре решает свою проблему самостоятельно. Поэтому дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: служит и методом формирования знаний и умений, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Логопедическая практика в ДОО показала эффективность использования дидактических игр. Ведь не секрет, что работа по коррекции речевых нарушений — процесс долгий, требующий терпения не только от педагога, но и от ребенка. И очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
А коррекция звукопроизношения? Каждый логопед знает, как трудно дается постановка звука, ведь эта работа включает в себя большой объем заданий, упражнений, направленных на подготовку артикуляционного и дыхательного аппаратов. И только потом собственно ставится звук. Для многих детей процесс постановки звука самый трудный. Но на этом работа не заканчивается! Поставленный звук нужно закрепить, научить ребенка произносить его изолированно, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и т.д. и только потом ввести его в спонтанную речь. И это только один звук. А если их пять? Девять? Четкая артикуляция обеспечивается сильными, упругими и подвижными органами речи — языком, губами, нёбом, поэтому необходимо тренировать артикуляционный аппарат, проводить артикуляционную гимнастику. Сделать ее интересной и увлекательной поможет логопедическая игрушка Лягушка Клава (см. фото). Пособие сделано из мягкой трикотажной зеленой ткани. В задней части головы — прорезь для руки, обшитая красной тканью так, чтобы при продевании в это отверстие кисть руки попадала в красный свободно лежащий мешочек-язык, которым можно управлять. Лягушка Клава — знакомый детям персонаж из мультфильма «Лунтик», поэтому при ее использовании создается хорошая мотивация во время занятий. Педагог или ребенок может надеть ее на руку, другой рукой открыть или закрыть рот, потрогать язык, рассмотреть нёбо; узнать все о языке: его кончике, боковых краях, спинке, корне (сначала у игрушки, затем у себя). И все это происходит в игровой форме. Во время проведения артикуляционной гимнастики Лягушка Клава предлагает выполнить вместе с ней упражнение: найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, поднимает его кончик вверх, опускает вниз, проводит им по нёбу.
Пример задания: «Посмотрите, у меня губы улыбаются, язык спрятался за верхние зубы. Помогите Лягушке Клаве убрать язык за верхние зубы». Ребенок поднимает язык лягушки и убирает его за верхние зубы. На индивидуальных занятиях по постановке сонорных звуков [р]—[р’] ребенок с помощью логопеда укладывает язык лягушки во рту в нужную артикуляционную позу. Одновременно развивается мелкая моторика. И самое важное, что через тактильное восприятие артикуляционной позы языка у игрушки ребенок проецирует правильную позу языка у себя во рту. При характеристике звука (гласный, согласный) помогают банты для Лягушки Клавы: красный бант — гласный звук; синий — твердый согласный; зеленый — мягкий согласный; синий с колокольчиком — твердый звонкий; зеленый с колокольчиком — мягкий звонкий звук.
(Максименко О.П)
В нашей завтрашней публикации мы предложим вам фрагменты занятий с подобной игрушкой. Следите за нашими постами.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев