Когда власть устанавливает четкие и разумные границы, ребенок чувствует себя уверенно и безопасно. Но когда под предлогом поддержания своего авторитета, отец ревнует или силой демонстрирует, кто в доме хозяин, сын теряет почву под ногами.
В этом случае отец видит в сыне угрозу своему положению. Поскольку гнев отца иррационален, ребенок с самого начала испытывает чувства замешательства и обиды, что приводит к взаимному недовольству и отчуждению с отцом.
Как ни парадоксально, при этом характер сына формируется по отцовскому типу, и, став взрослым, он ведет себя точно так же, как отец. С точки зрения психологии, это потому, что сын отождествляет себя с агрессором, а не с жертвой, каковой на самом деле являлся. Он отвергает в себе качества, провоцировавшие отцовский гнев, даже если эти качества не были плохими.
Хотя сын может не любить отца, который постоянно критикует, придирается и гневается, но еще больше он не любит чувствовать себя никчемным, трусливым, беспомощным и униженным.
В те моменты, когда сын становится объектом отцовского осуждения и ярости, он ненавидит собственную уязвимость. Связанные с этим неприятные ощущения смешиваются с представлениями о том, что значит "быть плохим", — и вследствие этого появляется склонность отождествлять ранимость со слабостью, трусостью и "плаксивостью".
Мальчики и мужчины учатся, что бывает опасно проявлять сострадание к жертве, ибо при этом можно легко утратить свои позиции.
Риск особенно велик, когда мужчины, собираясь в группу, демонстрируют свою власть над другими — издеваются над животным или мучают, бьют и насилуют женщин или более слабых мужчин.
Один мужчина вспоминал, как в детстве над ним насмехались и глумились ровесники за то, что он не позволил им мучить котенка.
Другие мужчины рассказывали о чувстве вины и стыда, которое они испытывали из-за того, что им не хватило смелости вступиться за слабого.
"Я даже пальцем не пошевелил", - тем самым давая свое молчаливое согласие на издевательство.
Причем этих мужчин в детстве не обижали родители, так что они не принадлежат к числу тех, кто отождествляет себя с агрессором из-за издевательств, перенесенных в детстве.
И все же они не противились происходящему и именно так обычно ведут себя мужчины в группе".
Болен Джин Шинода, психиатр
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев