При этом Иван III Грозный и часть его двора фактически саботировали борьбу с ересью, всячески препятствуя расследованию и поддерживая еретиков. Однако под давлениемправославной церкви следствие, хотя и с трудом, все-таки продвигалось.
Историк церкви А.В.Карташев сообщает:
<<Страстный враг ереси, преп. Иосиф Волоцкий в своем "Просветителе" дает нам такой список изобличенных:
=================================================================
"Ивашка Максимов, зять попа Алексия, его отец поп Максим, Гридя Клоч, Григорий Тучин, его же отец бяше в Новеграде велику власть имея (это современный посадник Новгорода), поп Григорий, сын его Самсонка (тоже поп), Гридя, дьяк Борисоглебский, Лавреш, Мишук Собака, зять попа
Дениса - Васюк Сухой, попы Федор и Василий Покровские, поп Яков Апостольский,Юрка Семенов, Авдей да Степан - крылошане, поп Иван Воскресенский, диакон Макар, дьяк Самуха, поп Наум"...
=================================================================
По всем признакам все дело принципиально было поставлено,
как секретный заговор...
Целых десять лет удавалось секте сохранять свой конспиративный быт>> [372], т.1, с.490.
Такой же скрытный характер секты отмечает и библейская книга Даниила, говоря оДанииле и его сподвижниках при дворе вавилонского царя.
А.Нечволодов сообщает далее, что фактически при поддержке Ивана
III Грозного во главе русской церкви был поставлен еретик.
<<Между тем умер митрополит Геронтий, и на его место был поставлен тайный последователь жидовствующих - симоновский архимандрит Зосима.
На это поставление уговорил великого князя (то есть Ивана III - Авт.)... соборный протопоп Алексий,
"своими волхованиями подойде Державного, да поставит на престоле святительском скверногососуда сатанина, его же напои ядом жидовского". Таким образом, во главе всей Русскойцеркви стал жидовствующий митрополит. Опасность была поистину велика>> [578], кн.2,т.3, с.205-206.
Геннадий и его соратники приложили много усилий, чтобы созвать церковный собор для пресечения ереси. Несмотря на сильное противодействие властей, собор все-таки состоялся якобы в 1490 году. На нем ересь была осуждена, хотя при этом всеми был отмечен "странный либерализм" светской власти [372], т.1, с.495.
А.В.Карташев продолжает:
"После столь великого шума, поднятого около дела открытия ереси, судебно-следственная сеть во всем Новгороде и Москве могла выловить ВСЕГО-
НАВСЕГО ТОЛЬКО ДЕВЯТЬ ЧЕЛОВЕК...
Преп. Иосиф (Волоцкий - Авт.), со включением инока Захара-стригольника, перечисляет поименно всего только девять лиц:
протопопа Гавриила, попа Дениса, Максима попа Ивановского, Василия попа
Покровского, Макария диакона Никольского, Гридьку диака Борисо-Глебского, Васюка, зятя Денисова, Самуху диакона Никольского" [372], т.1, с.496.
Приговор Собора был расценен как странно мягкий. И понятно почему. За еретиков вступился сам царь.
===============================================================
"Собор, СОГЛАСНО ВОЛЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ (то есть Ивана III Грозного - Авт.), и этих немногих виновных присудил ТОЛЬКО К ЗАТОЧЕНИЮ И ПОКАЯНИЮ" [372], т.1, с.496.
===============================================================
То есть к казни или к сожжению никого не приговорили.
Взамен был организован некий показательный спектакль, инсценировка. Еретиков направили в Новгород.
Далее события разворачивалось следующим образом.
А.В.Карташев сообщает:
<<За сорок верст до Новгорода люди Геннадия встретили арестантов, посадили на коней лицом к хвосту лошадей, за который всадники должны
были держаться. На головы надели БЕРЕСТЯНЫЕ КОЛПАКИ с мочальными кистями и с надписью "се есть сатанино воинство". Когда кавалькада прибыла на городскую площадь, то ШЛЕМЫ БЫЛИ ЗАЖЖЕНЫ НА ГОЛОВАХ ЕРЕТИКОВ, и сверх того некоторые из осужденных были еще биты публично, затем заключены в заточение. Очевидно не строгое, если вскоре все разбежались... Преп. Иосиф поясняет эту возможность убега опять ОБМАНОМ ВЛАСТЕЙ И ПРИТВОРСТВОМ... Неискренняя линия самой власти свела почти на нет всю инквизиторскую ревность архиеп. Геннадия.
При дворе царил Федор Курицын. Церковь возглавлял Зосима. Ересь не только не замирала, но, можно сказать, пышно цвела и распространялась>> [372], т.1, с.497.
================================================================
Н.М.Карамзин добавляет к этой сцене такие детали:
"Народ плевал им (еретикам - Авт.) в глаза, восклицая: се враги Христовы! и в заключение СЖЕГ У НИХ НА ГОЛОВЕ ШЛЕМЫ. Те, которые хвалили сие действие как достойное ревности Христианской, без сомнения осуждали умеренность Великого Князя, НЕ ХОТЕВШЕГО УПОТРЕБИТЬ НИ
МЕЧА НИ ОГНЯ ДЛЯ ИСТРЕБЛЕНИЯ ЕРЕСИ" [362], кн.2, т.6, гл.3, столбец 124.
================================================================
Перечисленные свидетельства совершенно ясно показывают, что в этот раз никого не сожгли. А символически спалили лишь несколько "еретических колпаков" на головах.
Скорее всего, были предприняты специальные меры, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПРИ ЭТОМ НЕ ПОСТРАДАЛИ. Сделать это было совсем нетрудно. Ведь колпаки, как сказано, были берестяными. Береста сгорает быстро. Достаточно смочить волосы или одеть под колпак еще какую-либо шапку, чтобы голова не пострадала.
Но сам спектакль дал затем повод к ярким литературным описаниям, одно из которых мы и видим в библейской книге Даниила. Горящие колпаки превратили в "печь огненную" (склеив, кстати, этот сюжет с более поздним, реальным сожжением трех еретиков в раскаленной клетке). Но при этом довольно правильно указали, что огонь горел ВОКРУГ ОСУЖДЕННЫХ.
Действительно, береста горела вокруг головы, то есть огонь как бы
окружил людей. А они "ходили внутри, не сгорая". И уцелели.
Литературный образ затем усилили словами, будто огонь, окруживший отроков, спалил "плохих людей", вавилонян, разжигавших пламя снаружи. То есть тех, кто противостоял ереси.
Как, собственно, не скрывая, и говорит Библия.
Интересен также вопрос об именах трех осужденных отроков. Библия утверждает, чтозвали их
- Седрах, Мисах и Авденаго.
Были ли среди осужденных еретиков в XVI веке люди с такими или похожими именами? Да, были.
В списке изобличенных еретиков, составленном Иосифом Волоцким, назван дьяк САМУХА [372], т.1, с.490.
Вероятно, он и отразился на страницах книги Даниила под именем МИСАХ. Отличие лишь в перестановке согласных: Мисах = МСХ --> СМХ =
Самуха.
Стоит отметить, что тот же Самуха, как "Самуха диакон Никольский", упомянут и в обвинительном акте 1504 года [372], т.1, с.496.
Далее, в списке Иосифа Волоцкого названы ГРИДЯ Клоч, а также ГРИДЯ, дьяк
Борисоглебский [372], т.1, с.490.
Кроме того, тот же "Гридька диак Борисо-Глебский", упомянут и в акте 1504 года [372], т.1, с.496.
Скорее всего, это и есть библейский СЕДРАХ при обратном прочтении имени, то есть: Гридя = ГРД --> сДРХ = Седрах.
И, наконец, в списке Иосифа Волоцкого мы видим АВДЕЯ [372], т.1, с.490.
А именно, названы "Авдей да Степан - крылошане".
По-видимому, это и есть библейский АВДЕнаго.
Может быть, книга Даниила назвала его Авдеем Нагим, в результате чего и
получилось имя
Авденаго.
Таким образом, среди известных еретиков, осужденных на соборе XVI века, мы видим троих, имена которых упомянуты и в библейской книге Даниила.
Нет комментариев