1. Эпоха гонений
2. Две ветви первоначального христианства
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Выше мы получили датировку Рождества Христова серединой XII века.
Из неё следует, что известная нам история христианской церкви разворачивалась после XII века.
Как известно, история древнего и средневекового христианства делится на три крупных эпохи.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Первая – первоначальное и гонимое христианство.
Вторая – принятие христианства при Константине Великом.
Третья – развитие христианства как государственной религии Римской Империи.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Впоследствии христианство раскололось на несколько противоборствующих течений.
В настоящей главе мы дадим лишь краткий очерк нашей реконструкции ранней церковной истории. Начнём с напоминания.
1. Эпоха гонений
----------------------------------------------------------------------
Первое время христиане терпели преследования от императоров.
Вот что пишет Энциклопедия «Христианство»:
==============================================================
«Римское государство сначала выступало по отношению к христианству как страж законности и порядка, требуя от граждан подчинения государственным традициям Рима… Впоследствии оно принуждено было стать в положение самообороны…
В эпоху империи формальная сторона римской религии получила своё завершение В КУЛЬТЕ ИМПЕРАТОРОВ. Непризнание официального культа влекло за собой обвинения в оскорблении величества… прежде всего императора, а в его лице всего римского народа… и обвинения в безбожии (…т.е. отрицании римской религии).
Преступления эти влекли за собой тягчайшие наказания – обезглавление для привилегированных классов, сожжение, распятие, травля дикими зверями для низших…
Впервые христиане подверглись гонениям при Нероне (54 – 68)… Гонение это было местным. Издание Нероном особого закона против христиан ничем не доказывается.
Гонение при Домициане (81 – 96) было вызвано… особую роль сыграл при этом КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА. Домициан сам называл себя deus et dominus [бог и господин]» [142], т. 1, с. 425.
=================================================================
Считается, что перед самой эпохой принятия христианства гонения вспыхнули с новой силой. Так например, «в 303 – 304… Диоклетиан последовательно издал четыре эдикта против христиан, в которых предписывалось разрушать церкви, сжигать священные книги христиан.
Последние лишились всех прав, и, наконец, под угрозой пыток и казней все христиане обязывались участвовать в отправлении языческого культа…
В 311 году со вступлением в императорскую коллегию Константина был издан общий указ о веротерпимости, а в 313 году миланский эдикт, изданный Константином и Лицинием, уравнял христианство в правах с язычеством» [142], т. 1, с. 426.
Обычно история гонений воспринимается следующим образом.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дескать, христианство было новой и непонятной верой для римских императоров. Они, мол, понятия не имели о Христе и не интересовались этим вопросом. Единственное, чего им хотелось, – чтобы христиане подчинялись римским законам и обожествляли личность императора.
Христиане отказывались, поскольку это противоречило их вероучению. Возникали гонения.
Однако, если обратиться к старым источникам, из них встают интересные подробности, заставляющие усомниться в правильности описанной картины.
Сообщается, например, что римские императоры-«язычники» вмешивались в христианские споры и даже принимали участие в христианских богослужениях.
Например, известно, что император Аврелиан участвовал в разрешении споров, возникших в христианской церкви.
Так например, в рукописной Кормчей 1620 года [80] содержится известие о самом первом христианском соборе, проходившем во времена «языческого» царя Аврелиана.
Император Аврелиан, тем не менее, ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ на этом ХРИСТИАНСКОМ соборе и помог решить спорный вопрос.
Мы цитируем:
===============================================================
«Во времяна Аврелияна царя Римскаго Павел Самосатский Б[о]жия града еп[и]с[ко]пъ, рекше Антиохийский, бысть начальника ереси. Христа бо истиннаго Б[о]га нашего проста ч[е]л[о]в[е]ка глаголаше… цареви Аврелияну стый (святой – Авт.) собор помолися, и еже о Палове шатании возвести ему. Он же аще и еллин беаше, осуди противящагося единоверныхъ суду от тех отсечену быти собора. И тако изгнанъ бысть изъ церк-ве» [80], лист 5. См. рис. .1.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев