рис.9.12
Так что формально обвинить сегодня художников Наполеона в преднамеренной фальсификации истории довольно трудно. Хотя мы, конечно, начинаем понимать, что их руку остановила отнюдь не нехватка времени.
А открывшееся им, и вероятно глубоко их поразившее, обстоятельство – огромный православный крест, возвышающийся на троне «древне»-египетской статуи.
Совершенно ясно, что этот, по-видимому неожиданный для них факт, серьезно их взволновал. Не исключено, что подобных откровенных свидетельств христианства в «древнейшем» фараонском Египте французы обнаружили довольно много. Может быть даже очень много.
Все эти факты в корне противоречили скалигеровской истории, на которой уже были воспитаны как наполеоновские художники, так и шедшие с ними археологи и историки.
Наверное поразмыслив, приняли единственно правильное, с их точки зрения, решение. Не изображать ничего такого, что противоречит привычной им версии «древней» истории.
Не включать в из-даваемые альбомы и отчеты те копии-рисунки, которые могут вызвать недоуменные вопросы. На которые придется как-то отвечать. Может быть, было рекомендовано – по возможности сбивать «противоречащие» изображения. Молотком или зубилом. Желательно так, чтобы никто не видел.
А если очень высоко над землей, – то пушечными ядрами. Надежнее – расстреливать прямой наводкой. С близкого расстояния. Как в случае с почему-то не понравившимся лицом и головным убором Великого Сфинкса [67], с.77.
Если твердый базальт не поддается, то придется подкатывать бочки с порохом. В общем, надо подправить древнюю историю.
В связи с этим возникает важный вопрос. Все ли копии-рисунки французских художников наполеона сегодня доступны для изучения? Например, полностью ли они опубликованы? Судя по всему, это не так. Похоже на то, что какая-то часть, может быть даже значительная, опасных для скалигеровской истории египетских памятников вообще не была зафиксирована на копиях-рисунках. Но даже если «неправильные рисунки» и были изготовлены, то потом их, скорее все-го, запрятали в недра исторических архивов, подальше от широкой научной общественности. Дабы не пробуждать сомнений в верности скалигеровской версии.
Мы уже неоднократно убеждались, что чрезвычайно полезно сравнивать различные изображения одного и того же исторического памятника, сделанные разными учеными или путешественниками в XVII-XIX веках.
Интересно также сравнить с этими рисунками современные фотографии того же объекта, показывающие его состояние сегодня. Часто обнаруживаются серьезные изменения, происходившие с памятником за последние 200-300 лет. В некоторых случаях становятся отчетливо заметными результаты тенденциозного редактирования XVII-XIX веков.
Вот, например, перед нами рисунок обсуждавшегося выше египетского Колосса Мемнона, сделанный в 1832 году известным художником и путешественником Фредериком Казервудом (Frederick Catherwood), рис.9.13.
В отличие от французских художников Наполеона Казервуд четко изобразил широкий православный крест на спинке трона Колосса. Более того, он чрезвы-чайно аккуратно попытался воспроизвести иероглифическую надпись, целиком покрывающую вертикальную полосу креста.
Сравнивая с современной фотографией, рис.9.9, мы обнаруживаем, что сегодня этот текст практически не виден. Не исключено, что кто-то сбил эту надпись или сильно повредил ее. Было бы очень интересно прочитать ее по старому рисунку Казервуда. Как мы уже говорили, художники Наполеона не воспроизвели даже креста, не говоря уж о надписи на нем!
Нет комментариев