Бывает, купили дорогое лекарство, а дома обнаружили, что оно не подходит: врач сменил схему лечения, нашли аналоги дешевле или у вас аллергия на компоненты. И сразу вопрос: можно ли сдать покупку обратно? Давайте разберемся, что говорит закон и как действовать в такой ситуации.
Главное правило, которое нужно знать
Согласно Закону «О защите прав потребителей», вернуть обратно в магазин можно практически любой товар, если он не устроил вас по цвету, размеру или фасону. Однако существует перечень товаров, которые возврату и обмену не подлежат. И именно в этот список входят лекарственные средства.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров…», где в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, есть пункт:
«Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты
Проще говоря: если вы купили лекарство, и с ним все в порядке (правильный срок годности, целая упаковка, нужное наименование), но вы просто передумали — вернуть его в аптеку по закону нельзя.Когда вернуть лекарство МОЖНО (и нужно!)
Закон защищает ваше право на безопасность и качество. Вернуть препарат можно и нужно в строго определенных случаях, когда продавец (аптека) нарушил ваши права.
Какие же это случаи?1. Лекарство просроченоЭто самый очевидный и серьезный случай. Продажа товара с истекшим сроком годности строго запрещена. Проверяйте дату на упаковке сразу в аптеке.
2. Внешний вид упаковки вызывает подозрения
Упаковка порвана, помята, потерта или имеет следы вскрытия.

Стерта или нечитаема маркировка с названием, сроком годности, серией.

Отсутствует или повреждена инструкция по применению.
3. Лекарство имеет явные дефекты качестваНапример, таблетки раскрошились, цвет мази или раствора изменился, в жидкости виден осадок, который не должен быть по инструкции.
4. Вам продали не тот препаратВы попросили одно лекарство, а фармацевт по ошибке выдал другое (с другим названием или дозировкой). Всегда сверяйте наименование на чеке и на упаковке.
Важно! Если лекарство не подошло вам по медицинским показаниям (вызвало аллергию, не дало эффекта), это не является основанием для возврата. Вопрос переносимости и эффективности решается с вашим лечащим врачом, а не с аптекой.
Пошаговая инструкция по возвратуЕсли вы столкнулись с одной из перечисленных выше ситуаций, действуйте четко и спокойно.
Шаг 1. Подготовка- Старайтесь проверять препараты до того, как оплатите товар, после выхода кассового чека - сделать это уже сложнее!
- Не выходите из аптеки, не проверив покупку. Если обнаружили проблему дома - вернитесь как можно скорее.
- Сохраните чек. Это главное доказательство покупки.
- Если чека нет, можно ссылаться на свидетельские показания или камеры видеонаблюдения в аптеке.
- Возьмите с собой паспорт. Он понадобится для написания заявления.
- Несите товар в оригинальной, неповрежденной упаковке.
Шаг 2. Обращение в аптекуПодойдите к администратору/ заведующей аптекой или старшему фармацевту и спокойно объясните ситуацию. Покажите сам товар, укажите на дефект и предъявите чек.
Шаг 3. Написание заявления на возвратЕсли на словах решить вопрос не удалось, потребуйте бланк для написания претензии (заявления на возврат).
В заявлении укажите:- Наименование аптеки и ваши ФИО, адрес, контактный телефон.
- Дата покупки.
- Название лекарственного препарата.
- Конкретная причина возврата (например, "истек срок годности", "несоответствие наименования").
- Ваше требование: вернуть деньги.
- Приложения: копию чека.
- Дата и подпись.
Заявление составляется в двух экземплярах. Один сдаете в аптеку, на втором вам должны поставить отметку о принятии (дату, подпись, ФИО и должность принявшего лица).
Шаг 4. Если аптека отказывается принимать возвратВ этом случае ваши дальнейшие действия:
- Обратиться в Роспотребнадзор. Это главный контролирующий орган. Можно подать жалобу онлайн через официальный сайт.
- Позвонить на горячую линию Росздравнадзора 8 800 550 99 03. Этот орган контролирует оборот лекарственных средств.
- Написать исковое заявление в суд. Это крайняя мера, но она эффективна, особенно если речь идет о вашем здоровье.
Частые вопросы и ответыВопрос: А если я купил(а) дорогой препарат, а врач отменил его прием?Ответ: К сожалению, нет. Это классический случай «покупка надлежащего качества», и закон на стороне аптеки. Лекарства имеют строгие условия хранения, и аптека не может быть уверена, что их не нарушили после продажи. Такой товар не может быть продан другому человеку.
Вопрос: Мне продали лекарство без инструкции на русском языке. Это нарушение?Ответ: Да, это серьезное нарушение. Все лекарства, продаваемые в России, должны иметь инструкцию на государственном языке. Это основание для возврата.
Вопрос: Что делать, если я уже вскрыл блистер или флакон?Ответ: Если вы вскрыли упаковку и повредили товарный вид, вернуть качественный товар почти невозможно. Но если вы обнаружили дефект (например, таблетки крошатся, просроченный препарат) уже после вскрытия - это основание для возврата. Факт вскрытия в этом случае не является вашей виной.
Краткая памяткаНе подлежит возврату: Лекарство, которое вам просто не подошло или не понадобилось.
Подлежит возврату: Лекарство с истекшим сроком годности, без инструкции, с поврежденной упаковкой или не то, что вы просили.
Ваши главные союзники: товарный и кассовый чеки.
Ваши главные инструменты: письменная претензия в аптеку и жалоба в Роспотребнадзор при отказе.
Помните, знание своих прав защищает не только ваш кошелек, но и ваше здоровье.Расскажите в комментариях сталкивались ли с подобной ситуацией? Как решился вопрос? Ваши истории могут помочь многим!
Если этот пост был для вас полезен, сохраните его себе, чтобы не потерять, и поделитесь с теми, о ком заботитесь!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующий
Источники для написания статья с ссылками прикреплены ниже, их можно и нужно изучить):
О правилах возврата и обмена изделий медицинского назначения Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (ред. от 06.03.2024) — см. раздел V, пункт 5. #ВозвратЛекарств #ВозвратВАптеку #ПраваПотребителя #ЗащитаПравПотребителей #ЗаконИЛекарства #Аптека#Лекарства #Фармацевтика #ГражданинИЗакон #Роспотребнадзор#Росздравнадзор #ЗаконОЗПП #ПраваГражданина #ПотребительскийНадзор #ГорячаяЛиния#СудПоПравамПотребителей #Претензия#ЖалобаВРоспотребнадзор #ПросроченныеЛекарства#СрокГодности #БракВАптеке #НекачественныйТовар#НарушениеПрав #ПродалиНеТоЛекарство#НетИнструкции #ЧекСохраняйте#ИнструкцияПоВозврату #КакВернутьДеньги#ПошаговаяИнструкция #НеЗнаешьПраваТебяОбманут#ЮридическаяГрамотность #КонсультацияЮриста #ТоварНадлежащегоКачества #ОтказВАптеке #ЧтоНельзяВернуть #АптечныйБизнес #ОбманВАптеке #БудьтеВнимательны
Комментарии 8
Но придя домой и прочитав составляющие препарата,я обнаружила в нем вещество, на которое у меня аллергия!
Попыталась вернуть,имея чек...но бесполезно!
Считаю это беспределом! Ведь она сама мне его предложила,не сказав о составе!!!препарат незнакомый мне