Дорогие читатели !
Приветствую всех вас и каждого в отдельности с нашей родной Сявы. В последнее время о посёлке и сявичах вышли в свет две книги и множество публикаций в соц . сетях . Книга" Мой завод- моя гордость" в 2007 году на юбилей завода создавалась работниками "Карбохима ". К 80-тилетию посёлка по инициативе и непосредственном участии Зеленова Владимира Ивановича издана книга "Сява мой любимый посёлок ". В написании книг принимала участие и я. С той поры накопилось ещё много материала, фото, документов. Хочется рассказать о многих фактах, многих достойных людях. (хотя, сколько не рассказывай, всё равно есть что-то недосказанное). Поэтому я вновь взялась за повествование.
Сегодня я пишу, как говорят, с помощью новых технологий, в новом формате. Выбрала такой метод не случайно, чтобы вы могли тоже поучаствовать в написании книги о нашем родном посёлке.
Дорогой читатель, если есть что дополнить, с радостью всё приму, подискутируем (если что не нравится, или я в чём не права).
Говорят, воспоминания оживают. И это так. Если смотришь фотографии старые, то лица знакомых, родных начинают оживать, двигаться; вспоминаешь запахи, вкусы тех, прошлых лет. Ну, а если разбередить свою память ещё дальше, помнятся разные ситуации, мелочи, разные вещи, которые раньше были, а сейчас их нет или встречаются очень редко. И опять в памяти всколыхнётся что-то приятное, щемящее. Быть может, это было в нашем детстве, юности (недаром говорят-беззаботное), когда ещё наши друзья были рядом, и мама с папой были молоды.
Вот и я решила собрать всё, что сохранилось у меня в памяти, в памяти людей с кем я разговаривала, и рассказать, чтобы запечатлеть облик реальности прошлых лет чтобы доставить приятное вам, кто считает себя сявичем (для вас, кому за 40..., и молодым, чтобы знали о славных делах своих односельчан.) Моя книга воспоминаний - это, своего рода, музей, музей виртуальный. А если это не рассказать, то наши дети не будут знать как жили несколько поколений, как проводили досуг, какие смотрели фильмы, о чём мечтали, каким трудом всё достигнуто. Когда мы уйдём, то наши внуки уже не вспомнят, потому как не кому будет передать...
Книга сопровождается архивными фотоматериалами, передающими дух целой эпохи под названием Советский Союз. Новую книгу можно сравнить с машиной времени, на которой перенесёмся в те годы...
Мы все задаёмся вопросом: А что же было раньше на месте посёлка? Кто первый стал жить здесь?
Попробуем обратиться к истокам, зарождению поселения ...
Даже упоминания о зарождении Руси начинаются (письменные Повести временных лет) с половины IХ века. Большие территории Поветлужья заселяли марийцы (потомки племён меря, финно-угорская народность индо-иранского происхождения). Со временем у них племенные княжества подпали под власть кочевых хазар, волго- камских болгар,у которых была культура и экономика на более высоком уровне .Марийцы позаимствовали много полезного для себя . В рукописи » Ветлужского летописца « от Солоницына говорится об ещё более древнем времени, черемисских кугузах (князьях на Ветлуге).. В древней галичской рукописи упоминается война 1170 года под Галичем, где черемисы ветлужские и вятские являются как нанятое войско . В1342году. Поветлужье передаётся Нижегородскому удельному княжеству. Благодаря умелой и дальновидной политике Александра Невского в 1245, хан татарский передал правый берег князю галичскому Константину Удалому (брату Александра Невского), а левый марийцам, и река Ветлуга стала границей. В 1246 году Поветлужье подверглось нападению монголо-татар и зверски разорено «и быст пуста». С 1369 года марийцев станут называть черемисами (от заслуженного татарского звания ак чермыш). Удалённость от Н новгорода и его присоединение к Москве давали право управление землями на Ветлуге марийским князьям В этот период вятские и ветлужские марийцы под предводительством князя Кильдебека предприняли поход на русский город Великий Устюг и разорили его. В 1434 году Кильдибек разбит войском Ивана Шемяки, посланным на Поветлужье. В 1436 году ,после распада Золотой Орды ,Поветлужье попадает под влияние Казанского ханства.Татары с целью грабежа вовлекали в набеги марийских князей ,а через них и простой народ ,на Галич .Устюжанский уезд ,к Костроме ,даже в Поволжье . Общность интересов татарских ханов и марийских князей способствовали упрочению марийской знати среди её народа и обогащению Ещё несколько десятилетий марийцы Поветлужья были как бы между молотом и наковальней и сумели выжить. После одоления многовекового ига монголо - татар началась колонизация территории русскими и с северо-запада, с новгородских, костромских территорий. Новгородцы растворили многие угрофинские племена как когда-то марийцы ассимилировали племена коми-зырян ,меря, со временем меря потерявшие свой язык и обрусевшие. Ветлужская марийская автономия существовала более 7 столетий. Началось постепенное заселение этих мест русскими и обращение в православную веру здешних местных народов. (из материалов летописцев Солоницына Захара Степановича, Виктора Мамонтова, Дмитрия Денисова, Николая Морохина, ветлужского краеведа Владимира Комиссарова, публикации вахтанца Павла Березина).Более древние заселения по Ветлуге дают только исследования археологов и их изучения по древним раскопкам городищ ;их культуру , общественное развитие .
В 1468 году огромные территории Поветлужья перешли во владения князю Мстиславскому.
Проникновение русской этнической струи в Поветлужье началось вряд ли раньше 14 века. Первоначальное русское земледельческое население, вероятно, просачивалось на Ветлугу очень медленно, лишь местами и совершенно неорганизованно в виде отдельных семей, селившихся здесь на свой страх и риск. Селища после татарского погрома опустошены и поэтому легче было их освоить (а их было не мало ). "Русские люди чужую землю заняв, селились в ней по путям, дорогам. Вдаль они не забирались, чтобы среди враждебных племён быть наготове, на всякий случай друг к дружке поближе. Путями дорогами - реки были тогда. И доселе только по рекам приметны следы старо-русского расселения" - Мельников - Печерский (На горах) "Тамошний люд жил как отрезанный от остального крещёного мира. Церквей там почти вовсе не было, и русские люди своими дикими обычаями сходствовали с соседними звероловами, черемисой и вотяками; только языком и отличались от них. «.Мельников-Печерский (В лесах)
До прихода русских крайне редкое марийское население.оставшееся в этих местах, мирно соседствовали с русскими. В 16 веке после завоевания Иваном Грозным в 1552 году Казани в Поволжье устремилась масса переселенцев.
Много.что я разыскала в краеведческой литературе и других источниках об огромной территории Поветлужья и её заселении, что можно не всегда отыскать в исторических документах, лишь по счастливой случайности узнать от летописцев.
Самое древнее русское поселение в лесном Заветлужье и ближайшее к нам - Ченебечиха подтверждает тесное переплетение русских, марийских корней. И можно отследить документально. В 1908 году В.Н. Каменским обнаружено Черемисское кладбище. В 1958 году кладбище раскапывалось марийской археологической экспедицией (захоронения относятся к 10-13 векам н.э.)
В 1644 году старцы(монахи ): Тихон, Паисий, Козьма и Пафнутий поселились в диком лесу на реке Большая Какша в пустоши Ченебечиха. В 1654 году они подали челобитную о постройке церкви во имя Воздвиженья; в 1655 году церковь построят. В 1659 году Воздвиженская церковь Указом царя приписана Макарьевскому монастырю на Унже. Возможно, оттуда несли новую для язычников христианскую веру монашествующий люд и одновременно расширяя границы русского государства. В 1658 году основана деревня Ченебечиха - самое древнее русское поселение (пустынь Ново-Воздвиженская). Монахи не только занимались миссионерством в христианском деле колонизации, но и были в первых рядах защитников земли русской. (посмотрите кольцо монастырей у Нижегородского кремля).
Со временем аскетический образ жизни и ратный труд насельников некоторых монастырей сменились соблазном обогащения. Приходы стали богатеть, т.к. черемисы и русские, посещавшие церковь, приносили пожертвования. Подвижническая жизнь служителей сочеталась с насильственным насаждением христианства. Возникали недовольства среди монастырских крестьян и марийцев язычников. Восстание под предводительством Степана Разина докатилось и до Ветлуги. В 1670 из города Козьмодемьянска на Ветлугу пришёл большой отряд разинцев под предводительством Ильи Долгополова вместе с марийским старшиной Мироном Мумариным ,чтобы поднять местное население. В состав ветлужских разинцев входили помещичьи крестьяне ,принимали активное участие. «…атаман Илюшка Иванов вокруг себя собрал до 370 беглых крестьян» .В другом отряде действовало 60 человек русских « оружия с ними было три пушки затинных. да мушкетов 30 .да с ними было в сборе черемисы луговой стороны с 400 человек и больше» .Новоиспечённые казаки занялись разбоем и громили помещичьи усадьбы, грабили купцов.побивали приказных людей. Монахи донесли воеводам окрестных городов о безобразии на Ветлуге. В ноябре 1670 года царь Алексей Михайлович направил войско под началом Василия Нарбекова на Ветлугу. Казаки разделились на две группы и разошлись в разные стороны. Илья Долгополов во главе с Мироном Мумариным пошли на север, разграбив по дороге Нововоздвиженский монастырь на Большой Какше. Их войско сильно поредело. Мужики, почуяв недоброе, вернулись к своим избам - пишет краевед М.А. Балдин,материалы . опубликованные в сборнике "Записки краеведов ". Очаги восстания в конце 1670 года были подавлены . Долгополов и Мумарин были казнены .Казаки Долгополова бежали в дремучие леса на среднее течение реки Большая Какша. Возможно , местные марийцы , жестоко притесняемые монастырями .подвергли разорению вновь построенные пустыни .Вся местность на реке Большая Какша в районе бывших марийских поселений.где возникли пустыни и поселения монастырских и помещичьих крестьян (упоминаются в челобитной Алексею Михайловичу) заросла лесом ; возможно потому что все ,в том числе и марийцы участники восстания бежали с приходом разинцев .Да и монахи ушли из Ченебечихи .Позже была построена часовня . Тесак .кистень, ржавые пушечные ядра хранятся в Варнавинском музее ,как свидетели бывших событий .
Исторические события минувших лет:многовековое проживание марийцев в Поветлужье , походы монголо- татар , приход на берега Какши старцев монахов и строительство пустыни , погромы на Ветлуге повстанцев разинцев дали пищу для слагания многих легенд . «Дела давно минувших лет , преданья старины глубокой» отчасти имеют место быть . Легенды о хане Ченебеке ,его злой жене Ченебечихе,разорение разбойником Лялей монастыря и сброшенном в Какшу колоколе ,множестве кладов ,спрятанных в Соловецком озере , о русском Робин Гуде-Савве и Саввиной гриве передавались из уст в уста ,увеличиваясь в народном воображении и приобретая всё новые художественные окраски .
Нельзя не сказать .что в 1696 году после подавления их бунта в близлежащие районы были высланы стрельцы ,а также старообрядцы бежали в глухие уренские леса .Но это не народности . а всего лишь группы людей.
Благодаря рукописям ,что хранятся в Урене .Ветлуге ,Костроме можно заглянуть в глубь веков и узнать о нашем крае . Именно им .неугомонным и неравнодушным к своим корням . мы обязаны познанием нашей истории . Я недаром рассматриваю материалы исторические ,археологические , касающиеся Поветлужья .потому что их можно принимать ,как постулат для нашей местности .
Документально , упоминание о здешних местах ,где располагается посёлок , можно получить из Переписи .В Списке населённых мест Российской империи можно много почерпнуть о состоянии Костромской губернии : деление на уезды , волости ,станы ;экономика ,здравоохранение ,образование , церкви,название и численность поселений , реки,озёра,промыслы. В том числе –Сява .Эта местность раньше относилась к Костромской губернии Ветлужского уезда.Прародителей переписи населения можно назвать монголо-татар,на протяжении веков собиравших дань с захваченных территорий . Ещё в имперской России 1887года ,затем1896-1905 проведены переписи населения для пополнения государственной казны за счёт облагаемых налогов.Так в переписи 1897 года упоминаются близлежащие поселения :Ченебечиха (20 вёрст до уездного города ,1 двор , 5 душ мужеского пола ,5 душ женского,водяная мельница ) ,Горелая,Симонова гора,Мухинский кордон ,Доронкино ,Берестянка с перечислением всех данных .Сявинский кордон на речке Сяве ,44 версты до уездного города,1двор,3 души (2+1).Сява –постоялый двор на речке Сяве ,40вёрст до уездного города, дворов 1, 2 души мужеского пола ,3 женского. Это можно считать первым упоминанием о местности под названием Сява .Более близкие сведения о современной Сяве рассказал Виктор Васильевич Кузнецов (потомок старца Герасима ). В лесной охране помещика Разумова,проживавшего в Ветлуге и владевшего лесами ,служил Саблин Иван Корнилович с 1881 по1916 годы . После него охраной лесов занимался его сын Михаил Иванович . который погиб при лесных пожарах зимой 1926 года .Его жена Ирина Васильевна осталась после гибели мужа с сыном Иваном ( Иван Михайлович 1909 г.р.,убит под Смоленском 29 .01.1943.г. Адрес проживания по военной картотеке – посёлок 2 ,дом 2 Сявский ЛХК.Жена-Анна Александровна .В их семье были 4 сына :Василий ,Николай ,Геннадий ,Михаил) и дочерью Валентиной (умерла в Сяве в 1999 году ). Сначала они проживали в старом доме на лесном кордоне , а потом перебрались в отстроенный в 1925 году новый Ивана Корниловича .(теперешний адрес-улица Набережная ,30).
Весной 1926 года вместо погибшего при пожаре Саблина Михаила Ивановича назначен на должность лесника Борисов Пётр Иванович .Первое время проживал на Сявском кордоне в доме ,который был не пригоден для проживания. На его месте Пётр Иванович построил новый ,который стоит до сих пор ,не претерпев серьёзных изменений . Рядом с домом находилась больая конюшня и подсобные постройки . В 1926 году из деревни Чертиха Макарьевского сельсовета перебралась вся семья : жена Клавдия Фёдоровна(1898-1982 гг) ,дочери Мария 1921 г.р. и Анна 1926 г.р.
В то же время на берегу реки Большая Какша стоял двухэтажный дом .Его хозяйка ,женщина лет 50-ти Ольга Васильевна Шумилина имела магазин В нём работала продавец Павла ,средних лет ,у которой была дочь Дуся девяти лет.Также у хозяйки были три работника : сестра и два брата Никоновы (глухонемые).В 1928 году Шумилову арестовали ,но выпустили . Говорят ,она доживала в Ветлуге ,умерла примерно в 1938 году . Никоновы жили в доме по улице Крупской .Этот двухэтажный дом с теперешним местом прописки –улица Какшинская ,2 был национализирован ; в тридцатые годы приспособлен под контору коопхоза Сявского ЛХК ,огороды которого располагались по правой стороне вдоль берега реки .В начале 50-х годов его перестроили в жилой дом Жив и здравствует его бывший житель Абрамов Александр.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев