Сергей Михайлович Соловьев и его народная история России

17 мая 1820 года родился будущий русский историк Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879), заслуженный профессор, ректор Императорского Московского университета, тайный советник.
Главным делом его жизни был труд «История России с древнейших времен», он писал его более тридцати лет: первый том был опубликован в 1851 году, далее каждый год выходил новый том. Последний — 29-й — вышел в свет уже после смерти автора. Соловьев собрал огромный фактический материал, связал все факты в единую логическую систему и на этой основе показал исторические закономерности развития страны.
Родился будущий историк в семье протоиерея, законоучителя Московского коммерческого училища Михаила Васильевича Соловьёва; мать, в девичестве Елена Шатрова, была дочерью мелкого чиновника и племянницей ярославского епископа Авраама (Шумилина). Сергей до 13 лет обучался Закону Божьему и древним языкам у отца. Это повлияло на мировоззрение будущего историка: он в своих трудах придавал религии, и особенно Православию в России огромную роль.
В 1-ю Московскую гимназию Соловьев поступил сразу в 3-й класс, и, блестяще ее закончив (с серебряной медалью, золотых тогда не было), был зачислен студентом историко-филологического отделения философского факультета Московского университета. Хоть история была его любимым предметом, но пересказы профессорами «Истории государства Российского» Карамзина его не удовлетворял. Соловьев с большим интересом слушал лекции профессора-медиевиста Тимофея Грановского. Другой великий русский историк Василий Ключевский говорил: «Все мы более или менее ученики Грановского», — он учил студентов пониманию исторических закономерностей развития стран и народов. И Соловев также осознал необходимость изучения русской истории в тесной связи с судьбой других народов, и в широкой парадигме духовной жизни вообще: в его истории религия, право, политика, этнография и литература были соединены воедино.
В 1842 году он окончил университетский курс и уехал на два года за границу в качестве домашнего учителя в семье графа Сергея Строганова, — платные уроки русского языка он давал в московских дворянских домах уже с 1838 года. Это дало Соловьёву возможность слушать профессоров в Берлине, Гейдельберге и Париже, знакомиться с известными философами и историками Европы. Он наблюдал за современной ему жизнью людей в тогда еще христианской Европе, особенно его интересовало влияние религии на эту жизнь. И вот один из его выводов: свобода совместима с религиозностью и крепче от этого соединения, – народ, дельный по преимуществу, всегда глубоко религиозен.
Чем же труд Соловьева отличался от предшествовавших работ? Соловьев полагал, что государство – это естественный продукт народной жизни. Он не считал себя ни западником, ни славянофилом. Историк заявлял, что государство и его благо неотделимо от общественного быта и блага народа, и нарушение этой связи ведет к трагическим последствиям. «Неисторичным подходом» он считал рассуждения, в которых «деятельность одного исторического лица отрывалась от исторической деятельности целого народа; в жизнь народа вводилась сверхъестественная сила, действовавшая по своему произволу…». Вот, например, его суждение об эпохе Петра Великого. Да, этот человек был выдающимся реформатором. Но при этом Соловьев пишет: «Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершён русским народом в первую четверть XVIII века».
Или другой пример: его известное рассуждение о том, какое значение имело призвание Рюрика на Русь: «Русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особного быта, призывают князя из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами для сосредоточения остальных племен нынешней средней и южной России. Здесь главный вопрос для историка состоит в том, как определились отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами, равно и теми, которые были подчинены впоследствии».
Соловьев не порицал, но и не оправдывал людей во власти, принимавших важные исторические решения. Он объяснял, почему и в чьих интересах такое решение принималось, оставляя читателям возможность дать собственную оценку событиям.
Нет комментариев