Тарас Бульба и его сыновья. Кто славно бьется, а кто мазунчик
Продолжаем публикации работ доктора филологических наук Александра Николаевича Ужанкова по разбору русской классической литературы с точки зрения святоотеческого учения о прилоге, постепенного развития греха в человеке. На этот раз сосредоточимся на духовной основе образа козака Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
По мнению христианских богословов, любой грех начинается с помысла (мысли) или образа (представления), с которыми устанавливается собеседование человека – так называемое сочетание, в разбираемом случае – с образом панночки. И этот образ постепенно слагается в непреодолимое желание Андрия увидеть красавицу. Находясь в плену этого желания человек, и совершает грехопадение. Первоначально у него появляется в мечтах абстрактный образ красавицы, затем, уже наяву, он увидел польскую панночку, и она пленила его своей красотой. Происходит постоянное обращение Андрия к этому женскому образу. Узнав, что она находится в осажденном козаками польском городе и голодает, Андрий пробирается к ней, забыв о своем долге и чести, предав Отчизну, веру и боевых товарищей. Его нераскаянный грех влечет за собой еще один – сыноубийство Тараса Бульбы.

Согласно разработанному святыми отцами христианской церкви учению о прилоге, всякий греховный поступок, греховное дело и всякая страсть начинаются с обыкновенной мысли (помысла), которая усиливается и крепнет при постоянном собеседовании с ней в уме и, не получая духовного сопротивления (борьбы с нею), способна довести человека до грехопадения. Многократно повторяемый грех со временем переходит в навык и образует страсть.

Преподобный Иоанн Лествичник дает наименования шести следующим друг за другом этапам развития греха: «Рассудительные отцы полагают, что иное есть прилог, иное – сочетание, иное – сосложение, иное – пленение, иное – борьба, а иное – так называемая страсть в душе»

Преподобный Филофей Синайский сокращает их количество до пяти, сопровождая каждый кратким комментарием: «Наперед бывает прилог (приражение, действие, когда брошенная вещь ударяет в то, на что брошена); потом сочетание (содвоение, внимание сковано предметом, так что только и есть, что душа да предмет приразившийся и ее занявший); далее сосложение (предмет приразившийся и внимание занявший возбудил желание, – и душа согласилась на то – сложилась); за сим пленение (предмет взял в плен душу, возжелавшую его и как рабу связанную ведет к делу); наконец, страсть (болезнь души) частым повторением (удовлетворением одного и того же желания) и привычкою (к делам, коими оно удовлетворяется) вкачествившаяся в душе (ставшая чертою характера)» [Добротолюбие 2010, III, 420], объединив в одну стадию борьбу и страсть, тем самым подчеркнув, что на этом этапе развития греха далеко не всегда ведется борьба с ним, разве что людьми «преуспевшими и совершенными».
Однако, Андрий не только помышлял о панночке, но и стал действовать, чтобы, во что бы то ни стало, повидаться ней, не взирая на опасности. …
Читайте в нашей статье
Нет комментариев