Священное Писание 14 янввря: "Дали Ему имя Иисус (Лк. 2, 21)"
14 января, 2025 г.
Обре́зание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесари́и Каппадоки́йской (379).
Утреня -
Святителя:
Евангелие от Иоанна, 10 глава
ИИСУС ХРИСТОС - ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ И ДВЕРЬ ВО ДВОР ОВЧИЙ
9 <Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт.
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наёмник бежит, потому что наёмник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
Литургия -
Недели пред Богоявлением:
Евангелие от Марка, 1 глава
ПРОПОВЕДЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
3 «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мёд.
7 И проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Обрезания:
Евангелие от Луки, 2 глава
АНГЕЛЫ И ПАСТУХИ
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
ОБРЕЗАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
<…>
ВОЗВРАЩЕНИЕ В НАЗАРЕТ
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём.
ОТРОК ИИСУСА В ХРАМЕ
41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44 но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47 все слушавшие Его дивились разуму* и ответам Его.
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50 Но они не поняли сказанных Им слов.
51 И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём.
52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Святителя:
Евангелие от Луки, 6 глава
ПРОПОВЕДЬ НА «РОВНОМ МЕСТЕ»: ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА И ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ: ГОРЕ!
17 … Стал Он <Иисус> на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Недели пред Богоявлением:
2-е послание Тимофею, 4 глава
ЗДРАВОЕ УЧЕНИЕ, ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЛЖЕУЧЕНИЮ. ПРОПОВЕДОВАТЬ ЗДРАВОЕ УЧЕНИЕ
5 <Чадо Тимофей,> будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё.
АПОСТОЛ ОЖИДАЕТ СМЕРТИ
6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Обрезания:
Послание к Колоссянам, 2 глава
ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ. ВО ХРИСТЕ - ПОЛНОТА БОЖЕСТВА ТЕЛЕСНО
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых.
Святителя:
Послание к Евреям, 7 глава
ХРИСТОС - ПРЕВЫШЕ ААРОНА. ПРЕВОСХОДСТВО СВЯЩЕНСТВА ХРИСТА ПО ЧИНУ МЕЛХИСИДЕКА ПЕРЕД ЛЕВИТСКИМ СВЯЩЕНСТВОМ. ПРЕВОСХОДЯЩАЯ ДЕЙСТВЕННОСТЬ СВЯЩЕНСТВА ХРИСТА
26 <Братия!> Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного.
8 глава
ХРИСТОС - ХОДАТАЙ НОВОГО И ЛУЧШЕГО ЗАВЕТА. ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТЫ. ПРЕВОСХОДСТВО НОВОГО ЗАВЕТА ПЕРЕД ВЕТХИМ
1 Главное же в том, о чём говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
* <РАЗУМ>
Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) (1812–1891), иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, духовный наставник:
«Спрашиваешь меня: каким образом можешь достигнуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Святитель Василий Великий (329/30–379), архиепископ Кесарии Каппадокийской, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии:
«...Нужна чистота в жизни для того, чтобы и для преуспеяния в нравственной добродетели распознаваемо было прикровенное в Писании. Но кроме чистоты жизни нужно и продолжительное занятие Писанием, чтобы важность и таинственность Божия слова через непрестанное поучение запечатлелись в душе».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (« И Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек») (Лк. 2, 52)
Преподобный Иоанн Дамаскин (2-я пол. VII в. – до 754), отец и учитель Церкви, богослов, гимнограф, философ, защитник иконопочитания, с его именем связано возникновение образа Богородицы «Троеручица»:
«Говорится же, что Христос преуспевал премудростью, и возрастом, и благодатью (Лк. 2, 52), увеличиваясь возрастом, а через увеличение возраста обнаруживая находившуюся в Нем мудрость, а кроме того, преуспеяние людей в мудрости и благодати и исполнение желания Отца, то есть и Богопознание людей, и спасение их считая Своим собственным преуспеянием и повсюду присваивая Себе то, что было нашего. А те, которые говорят, что Он преуспевал мудростью и благодатью, принимая как бы увеличение их, полагают, что соединение произошло не с начала бытия плоти, и не почитают соединения как ипостасного, но, следуя бессмысленному Несторию, ложно рассказывают о соединении относительном и простом вселении, не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1 Тим. 1, 7). Ибо если плоть с начала бытия истинно соединилась с Богом Словом, лучше же: в Нем получила бытие и возымела ипостасное с Ним тождество, то каким образом она не совершенно обогатилась всякою мудростью и благодатью! Не так, что она получала участие в благодати, и не так, что по благодати причащалась того, что принадлежало Слову, но лучше: по причине ипостасного соединения, когда и человеческое, и Божественное сделалось собственностью единого Христа, так как Один и Тот же был и Бог вместе, и человек, она источала миру благодать, и мудрость, и полноту всяких благ».
Нет комментариев