Русский поэт Алексей Плещеев

4 декабря
В этот день 1825 года родился Алексей Плещеев, русский поэт. Его стихи невозможно было не любить.
Композиторы просто обожали: 100 романсов написаны на его стихи. В том числе Чайковский сочинил высочайшей красоты 15 детских песен и шесть романсов. Рахманинов – восхитительные романс «Сон», и «Полюбила я на печаль свою» (перевод Плещеева стихотворения Тараса Шевченко). Их распевали всюду – и в концертных залах, и в домашнем кругу у фортепиано. У Плещеева оказалось немало стихов-молитв с обращением к Господу и святым – очень популярного в XIX веке жанра, к сожалению, запрещенного в советские времена. Вот только почему-то власти (он жил при трех императорах) его не любили. И литературные критики (Добролюбов, Белинский) тоже не жаловали. Плещеев дожил до 1893 года, умер в Париже по пути на французский курорт. Тело его привезли в Москву, чтобы похоронить у Новодевичьего монастыря. Народу собралось множество, и по большей части была молодежь. Но в день похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее «всякое хвалебное слово покойному поэту».
Давайте вспомним его строки:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит...
Или вот это:
Огни погасли в доме,
И все затихло в нем;
В своих кроватках детки
Заснули сладким сном.
А вот еще:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Вот так любил Родину Плещеев, он передал эту любовь нам, чтобы мы закладывали ее в детских душах. Причем эти стихи для детей публиковали в журналах «Семья и школа», «Детское чтение», «Современник», «Отечественные записки» – родители читали их детям, а порой печатали их крупным шрифтом (в «Детском чтении»), чтобы малыши могли самостоятельно их прочитать. Но кажется современные педагоги с этой поэзией плохо знакомы. Они, например, рекомендуют детям летом читать стихотворение «Осень наступила», хотя оно называется «Осенняя песенка». А на одном педагогическом сайте написано, что эти стихи сочинены «Иваном Плещеевым». Увы.
Алексей Плещеев родился в Костроме в старой дворянской семье. Его отец, Николай Плещеев был чиновником по особым поручениям при Архангельском, Вологодском и Олонецком генерал-губернаторе. Через два года после рождения сына он перевелся на службу губернским лесничим в Нижний Новгород. А когда Алеше исполнилось шесть лет, отец умер. Мать нанимала учителей, которые учили ребенка дома. По настоянию матери, будущий поэт поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Учеба там ему не нравилась, несколько раз просил мать забрать его оттуда, но она его не слушала. И однажды после двухнедельних каникул Плещеев туда просто не вернулся. А вскоре поступил в Петербургский университет на восточное отделение филологического факультета.
В 19 лет, в 1844-м, студент Плещеев стал участником кружка Михаила Буташевича-Петрашевского. Этот человек закончил Царскосельский лицей, юрфак Петербургского университета и служил в министерстве иностранных дел. Его в советские времена назвали революционером (и до сих пор так считают). Хотя... Нет же, он не призывал к свержению власти, когда по пятницам на собрания в его дом приходили Достоевский, Дуров, Пальм, Львов... И, повторим, Плещеев. Читали философов – Прудона, Фурье, Этьена Кабе. Читали письмо Белинского к Гоголю – это был запрещенный опус. Конечно, все участники кружка были либералами. Как и большинство русских образованных людей в XIX веке. Император с «петрашевцами» расправился жестоко. В том числе и с Плещеевым: его, как и остальных, приговорили к расстрелу. Но в последний момент отправили рядовым в оренбургские линейные батальоны. У молодого поэта, конечно, были восторженные стихи, сочиненные под влиянием утопического социализма:
Вперёд! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Прочитаете это стихотворение до конца, но не найдете там даже пушкинского призыва к «обломкам самовластья». Плещеев призывал «не сотворять себе кумиров», «провозглашать любви ученье», «прощать безумных палачей»... В общем, какая-то «розовая революция».
Однако десять лет Алексей Плещеев провёл в ссылке. Лишь в 1854 году ему присвоили офицерский чин прапорщика, что позволило ему выйти в отставку, и только в 1858 году разрешили въезд в обе столицы. В 1857 году он женился на дочери смотрителя соляного прииска, и в мае с супругой отправился в Петербург, получив возвращение прав потомственного дворянства. Но это было уже после воцарения Александра II.
До 1868 года Плещеев жил в Москве. И все эти годы – под надзором тайной полиции. В отчётах он по-прежнему фигурировал как «заговорщик», писали, что хотя Алексей Плещеев «ведёт себя очень скромно», он всё-таки «подозревается в распространении идей, несогласных с видами правительства».
К реформам нового царя Плещеев относился скептически. Считал что бедных крестьян отдали на расправу чиновникам. Плещеев сотрудничал в журналах «Современник», «Московский вестник», работал вместе с Тургеневым, Островским, Толстым. Но литературная критика его постоянно упрекала в «излишней благонамеренности». В 1860 году Плещеев издал сборник повестей и рассказов. Николай Добролюбов заявил в своей рецензии: «Уже теперь являются запросы, которым герои подобных повестей решительно не в состоянии удовлетворить».
Плещеев, по мнению многих других литераторов XIX века, всегда был идеалистом-романтиком. Но к этой характеристике надо добавить определение «русским романтиком». Скорее, в своих стихах 60-х – 80-х годов он был ближе к Николаю Некрасову или Афанасию Фету. С пейзажной лирикой вполне мирно уживались гражданские темы. Например, вот такое стихотворение:
В ужасной наготе еще не представали
Мне бедствия тогда страны моей родной,
И муки братьев дух еще не волновали;
Но ныне он прозрел, и чужд ему покой!
Константин Бальмонт в стихотворении «Памяти А.Н. Плещеева» написал так:
В его строфах был звук родной печали,
Унылый стон далеких деревень,
Призыв к свободе, нежный звук привета
И первый луч грядущего рассвета.
В 1890 году Алексей Плещеев получил наследство от дальнего родственника – миллионера-тезки Алексея Плещеева. Поэту досталось около двух миллионов рублей, имение, пять тысяч десятин (больше пяти тысяч гектаров) черноземной земли. В том же году Плещеев уехал в Париж, где поселился в дорогом отеле «Mirabeau». Он занялся благотворительностью. Учредил фонды имени Чернышевского и Белинского для выплаты стипендий малоимущим студентам, пожертвовал деньги для издания журнала «Русское богатство», оплатил зарубежные поездки своим друзьям.
Как и многие русские поэты XIX века, Плещеев писал стихи и на религиозные темы. Но, опять же, в своем особом стиле. Его Господь живет среди нас. Он всегда с нами, и мы обращаемся к Нему в трудные минуты. И во многих стихах Плещеева встречается мотив материнской любви к ребенку. И эта любовь вечная, а стихи – удивительно трогательные. Как, например, «Мамина молитва»:
«Ах, уймись ты, буря; не шумите, ели!
Мой малютка дремлет тихо в колыбели!
Ты, гроза Господня, не буди ребенка!
Пронеситесь, тучи черные сторонкой».
Спи, дитя, спокойно... Вот гроза стихает,
Матери молитва сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься и откроешь глазки,
Снова встретишь солнце, и любовь, и ласку.
Комментарии 1
Мы в искупленье верим оба
И будем мы питать до гроба
Вражду к бичам страны родной.
Когда пробьёт желанный час
И встанут спящие народы
Святое воинство свободы
В своих рядах увидит нас.