Земский собор 1922 года: причина революции – грехи народа

10 августа 1922 года завершил работу Земский собор во Владивостоке, последний в истории России, давший оценку трагическим событиям, происходящим в то время.
К лету 1921 года на огромной территории Дальнего Востока, включавшей в себя Приморье, Камчатку, Северный Сахалин (а впоследствии и Якутию, и полосу отчуждения КВЖД), где были сосредоточены богатые сырьевые ресурсы и значительный экономический потенциал, коммунистическая власть пала. 26 мая 1921 года во Владивостоке белые повстанцы свергли правительство Приморской Земской Управы во главе с большевиком Василием Антоновым. В результате власть перешла съезду несоциалистических организаций Дальнего Востока. Было избрано Временное Приамурское правительство во главе со Спиридоном Меркуловым, сыном крестьянина, юристом по образованию.
За годы гражданской войны население здесь выросло едва ли не на миллион человек за счет притока беженцев из разоренных областей России, в том числе и отступивших под ударами Красной армии белогвардейцев. Были среди них и остатки колчаковских войск. Все это, а также антисоветская позиция русских колоний в Харбине и Шанхае, и сделали возможным свержение большевиков.
Новая власть на Дальнем Востоке была «пестрой». Слишком много было разных воинских формирований и общественных групп. У всех были свои идеологические платформы, личные симпатии и антипатии. Между правительством Меркулова и так называемым «Народным собранием» (выборный демократический орган) шла постоянная борьба за власть.
В Приамурье разразился политически кризис. Проходили съезды различных политических организаций. Временное Приамурское правительство объявило о созыве Земского собора.
Делегатами Собора были избраны 230 человек – все члены Приамурского правительства, представители духовенства, армии, флота, гражданских ведомств, несоциалистических организаций, органов городского самоуправления, торгово-промышленного класса. Не приглашались только коммунисты и социалисты.
Собор заседал на сцене Общедоступного театра Владивостока, которую украсили под Грановитую палату – это, напомним, место проведения исторических Земских соборов. Над сценой висел герб Российской империи и императорский штандарт. Стены зала покрыли российским национальным и государственным императорскими флагами. Перед столом Президиума стояла икона Иисуса Христа, по краям которой были образы Архангелов и святого Георгия. Каждое заседание начиналось с молебна.
СОБОР ПРИЗНАЛ ПРИЧИНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГРЕХИ РУССКОГО НАРОДА, ПРИЗВАЛ К ПОКАЯНИЮ И ПРОВОЗГЛАСИЛ ЕДИНСТВЕННЫМ ПУТЕМ СПАСЕНИЯ РОССИИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МОНАРХИИ.
И принял несколько важных решений. Одно из них – передача власти представителям Дома Романовых. До подбора кандидатов на престол временным диктатором назначался генерал-лейтенант Михаил Дитерихс, бывший главнокомандующий войсками Восточного фронта армии Александра Колчака.
Дитерихс был человеком глубоко религиозным. Еще в 1919 году он мыслил борьбу с большевизмом как борьбу религии с безбожием и безверием. Тогда же генерал приступил к формированию «Дружин Святого Креста и полумесяца». Он верил, что Россию против большевиков можно поднять лишь во имя Церкви, Царя и Отечества. Его идея могла бы увлечь людей, если в них, конечно, еще теплился огонек веры и преданности трем национально-историческим основам России. И вот, спустя три года, генерал Дитерихс, не колеблясь, решил проводить в жизнь свои принципы, для чего незамедлительно прибыл на призыв Собора из Харбина во Владивосток.
Генерал Дитерихс принес присягу Земскому собору, в которой говорилось: «Отнюдь не ища и не преследуя никаких личных выгод, я обязуюсь свято выполнить пожелание Земского собора, им высказанное, и приложить по совести всю силу моего разумения и самую жизнь мою на высокое и ответственное служение Родине, нашей России, блюдя законы ее и следуя ее историческим заветам, возвещенным Земским собором, памятуя, что я во всем, что учиню по долгу Правителя, должен буду дать отчет перед Русским Царем и Русской Землей».
Официальным лозунгом нового режима было «Вера, Царь и Народ». Начались реформы, провозглашенные Земским собором. Основной городской, земской и казачьей административной единицей в Приморье стал церковный приход того или иного района по преобладающему количеству граждан православного вероисповедания. К октябрю были созданы приходские советы во Владивостоке и Никольске-Уссурийском. Работала Приамурская Земская дума, имевшая и законодательные, и исполнительные функции.
К сожалению, ни вдовствующая императрица Мария Федоровна, ни великий князь Николай Николаевич, которым были посланы телеграммы от Собора, не откликнулись на предложения собора.
Между тем Красная армия перешла в наступление. Дитерихс объявил мобилизацию. Дорог был каждый день, каждый час. Об этом открыто говорил в своей речи Дитерихс на собравшемся 15 сентября 1922 года в Никольск-Уссурийске съезде несоциалистических организаций Приморья и КВЖД. Но призыв Дитерихса к интеллигенции и торгово-промышленным кругам остался почти без ответа: их более беспокоили вопросы личного благополучия.
Перед лицом гибели последнего оплота Белого движения свой долг до конца исполнила только армия каппелевцев, переименованная в августе в Земскую рать. Задерживая противника во встречных боях, она дала возможность правильно и своевременно организовать эвакуацию частей и гражданских беженцев. Благодаря Дитерихсу на Дальнем Востоке не было таких жутких расправ большевиков с военными и гражданскими, как это случалось в Крыму.
В своем последнем приказе Дитерихс записал: «Мы были недостойны еще этой милости Всевышнего Творца».
Комментарии 1